Фильм «Хара дьай» режиссерский вызов самому себе

Фильм «Хара дьай» режиссерский вызов самому себе

хара дьай

Посмотрел фильм «Хара дьай» — новинку якутского кино в жанре фильм ужасов. Поделюсь своими размышлениями по этому поводу.

Начнем с названия, которое требует перевода не только для не знающих якутского языка, но и многим вроде бы якутоговорящим. Дословный перевод отдельно каждого слова будет такое: «хара» — черный; «дьай» — действие, влияние. В связке образуется «темная влияние», а проще говоря, «нечистая сила».  И это, вроде бы очень общее название, перекликающаяся и с «Полтергейстом», и с «Паранормальным явлением» совершенно точно отражает то, что ждет зрителя в эти полтора часа.

Сами «ужастики», в якутском кино явление не новое, а скорее даже, очень старое. Именно с ужасов началось а потом становилось кинодвижение в наших краях. Фильм 1986 года, «Мааппа», нельзя назвать назвать классическим ужастиком, но в ней присутствуют многие атрибуты этого жанра – заброшенная юрта, живая удавленница и прочие радости. А вот культовый «Сэттээх сир» 1996 года, это уже чистый фильм ужасов. Потом, в период «кинобума» фильмы ужасов посыпались как из рога изобилия. Тут и «Наахара», и «Харана хос», и «Паранормальный Якутск» и еще ворох хороших и не очень, самодеятельных и полупрофессиональных картин.

Интерес к ужастикам молодого кинематографа понятен, по этому поводу уместно вспомнить, что первый фильм ужасов снят аж 1896 году, то есть, появился практически вместе с самим синематографом. Страх и смех, самые простые и яркие эмоции человека, и к ним апеллировать проще всего. Поэтому, ужастики и комедии, снимают много, и смотрят охотно.

В последнее время, наши кинематографисты, подостыли к этому жанру, и пробуют силы в более сложных материях. Конечно, комедия все еще остается главным движителем в индустрии нашего кино, но драмы, боевики, байопики тоже давно не редкость.

И вот, Степан Бурнашев и Евгений Осипов, решили вернуться к истокам и снять фильм ужасов. Да снять именно так, как снимали раньше – без привлечения большого количества специалистов и за максимально короткий срок. Кажется, со дня задумки, до дня выхода на экраны, прошло не больше трех месяцев. Что же подвигло парней такому проекту, очень похожему на «шаг назад»? Ведь в наше время, ни один приличный фильм якутского производства, не обходится без армии профессионалов и примерно годового периода съемок и постпродакшена!

Можно, конечно предположить, что мужики решили подхалтурить по-быстрому, и срубить легких денег. Однако, такая мысль продержится только до того, как посмотришь конечный продукт. Давайте уже расскажу о самом фильме, и в конце выдвину свою версию, о задумке и мотивах авторов.

Фильм получился одновременно простым и… сложным.

Почему простой? Потому что, этот фильм действительно беспримесной хоррор, без какой-либо сложной философии или попытки синтеза с другими жанрами. Посмеяться местами можно, но это точно не комедия. Нет и попытки морализировать, дать какой-то скрытый смысл или назидание – фильм этих целей не преследует. Это простой и ясный жанр, который известен абсолютно всем из посиделок у костра – «былички», «случаи», «түбэлтэ». Страшные истории, рассказываемые зловещим шепотом, чтобы пощекотать нервы. Все четыре истории почти не связаны между собой, есть лишь тонкая нить, по принципу «пяти рукопожатий» связующая разрозненные истории, но она совершенно не влияет на сюжет. Ну и естественно, есть одно общее – все происходит в Якутске.

О простоте поговорили, а в чем сложность? Сложность в реализации. И здесь как мне кажется, кроется ответ на вопрос, почему появился проект этого фильма.

Кто следит за творчеством этих двух киношников, знает – халтурить они не то, что не любят — не умеют!

Степан Бурнашев, новатор и искатель, он никогда не повторяется ни в жанре, ни в техническом исполнении своих фильмов. Каждый его фильм, не похож на предыдущий ничем. Триллер «Кута», фантастический фолаут «Бүтэһик күн», мелодрама «Маҥнайгы таптал», драма «Атын олох» объединяется только режиссером и качеством.

Евгений Осипов, сейчас больше известен как оператор и мастер спецэффектов, тоже человек со знаком качества. Его приглашают в свои проекты, только если хотят сделать что-то очень качественное. Мало кто знает, что «Хара Дьай» это его не первый фильм, где он себя пробовал в качестве режиссера. Два года назад, он закончил съемки фантастической комедии, однако проект до сих «лежит на полке», поскольку режиссер еще не доволен.

Поэтому, этот фильм своеобразный челлендж самим себе – а сможем ли осилить этот проект своими силами, без привлечения дополнительных спецов? Да еще в минимальные сроки?

Увиденное доказывает – смогли. Главными помощниками двух режиссеров, стали новые технологии. То, что раньше достигалось сложной системой освещения, парни решили при помощи светочувствительной матрицы новейшей камеры (если не ошибаюсь, Sony a7sII), шикарные пейзажные обзоры сверху съемкой при помощи квадрокоптера. А все что невозможно реализовать в жизни, достигнуто очень качественной компьютерной графикой. Ее почти незаметно – признак мастерства.

Ну и конечно, опыт, художественный вкус и мастерство двух реально крутых спецов от якутского кино. Без этих составляющих, никакие новые технологии не сделают хорошего фильма, это ясно.

Здесь по логике рецензий должен идти список слабых сторон фильма. Наверное, они есть. Но я их не нашел. Это точно не шедевр кинематографии, но он и не претендует на подобный титул. Это очень плотно и качественно собранный фильм ужасов, который реально пугает. Потому что рассказано убедительно. Потому что происходит все рядом. Совсем как страшилки, рассказанные у костра, далеко-далеко от дома.

Егор Карпов

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.