Шесть якутских фильмов о женской судьбе

Шесть якутских фильмов о женской судьбе

певая любовь

С наступлением весны захотелось сделать обзор якутских фильмов о женской судьбе – о любви и чувствах. Чтобы разобраться в психологических тонкостях якутской кинематографии, мы обратились к семейному психологу, тренеру Надежде Васильевой.

«Мааппа» (1986)

В фильме «Мааппа» (и «Туман буолбут таптал») показана трагическая судьба девушки, сюжет пронизан романтической любовью к жизни. Девушка умерла, но осталась в срединном мире. Некоторые критики пишут, что фильм о платонической любви.

«Иногда взрослые люди могут выбирать такой вид любви, в которой они не получают положительного ответа, боясь разочарований, боли, проблем, которые могут возникнуть при реальных близких отношениях, когда ближе узнаешь человека и открываешь его недостатки или вскрываются противоречия во взглядах на жизнь, ценностях, приоритетах. Платоническая любовь может быть первым этапом серьезных отношений. Но если человек не хочет перейти к следующему этапу более близких отношений, то это может говорить о незрелости и неготовности ко взрослым отношениям, предполагающим психологическую гибкость, ответственность за свой вклад во взаимоотношения, способность принимать другого человека таким, какой он есть».

«Тыал баарын тухары»

Показана картина якутской версии «Красавицы и чудовища»: дикарь, воин-отшельник, живущий в лесу, похищает красавицу, и она влюбляется в него. Почему бывает так, что испокон веков женщина выбирает отрицательного героя, почему женщине важно чувствовать себя маленькой/жертвой рядом с любимым, о чем и суть этого фильма?

«Это может быть связано с полоролевыми ожиданиями. Сейчас роли мужчин и женщин смешались. Женщины стали более независимы, умеют все, что раньше было присуще только мужчине, а мужчины сдали свои позиции. Но, несмотря на это, женщины хотят видеть рядом с собой сильного, решительного, властного‒ настоящего мужчину, который может позаботиться о женщине. А мужчины хотят слабую, беззащитную, нежную и ласковую женщину, которую хочется защитить.

Однако выбираемые в отношениях роли не случайны. То, в каких людей мы влюбляемся, чаще всего связано с опытом любви, полученным в детстве из взаимоотношений с родителями и близкими людьми.

Если девочка воспитывалась в строгости и получала родительскую любовь только тогда, когда проявляла послушание и кротость, то во взрослой жизни она будет выбирать себе партнеров, которые будут подавлять ее.

Мы выбираем себе тех, кто соответствует нашим ожиданиям, которые не всегда могут осознаваться. Люди с выраженным чувством вины, которое приобрели в процессе воспитания (например, когда родители не хвалят ребенка за хорошие поступки, а замечают только плохое и постоянно обвиняют даже в своих проблемах) бессознательно выбирают тех, кто будет их обвинять. И наоборот тот, кто не привык брать на себя ответственность за свои поступки и всегда считает, что виноваты все, кроме него, будет бессознательно искать себе в партнеры виноватого. Так «жертва» и «палач» находят друг друга».

«Мотуо» (1992)

В фильме «Мотуо» описана история любви. Парень и девушка вместе растут с самого детства. Повзрослев, влюбляются вдруг друга, но не признаются в своих чувствах. Парень уезжает, а когда возвращается, узнает, что она умерла от болезни. Убитый горем, он идет к ней на могилу и вспоминает об их особом месте – тайнике в дупле дерева, где они спрятали написанные в детстве письма в будущее. Найдя любовные письма взрослой Мотуо, адресованные ему, и понимает, что чувства были взаимны… Фильм говорит о трагичности любви, не высказанной вовремя…

«Таких историй, наверное, много и у других народов. В фильме описаны события, происходившие в советское время, когда не принято было открыто выражать свои любовные чувства и взаимоотношения часто скрывались. Хотя, конечно, есть у нас и свои особенности культуры, менталитета, характера. По своему опыту консультирования супружеских пар могу сказать, что часто непонимания и конфликты в семье происходят от того, что люди просто не умеют говорить о своих чувствах, особенно мужчины. Общение в таких семьях сводится к обсуждению того, кто что сделал, не сделал или надо сделать. И совершенно несвойственно говорить о том, что они чувствуют, что переживают, что их беспокоит‒ни в минуты радости, ни в горе. Для нас,саха,привычно экономное общение.В фольклоре, в культуре не приветствуется многословность, которая характеризуется как болтливость и всячески порицается. Но современные молодые люди более открыты и легче могут говорить о своих чувствах, ориентируясь на западную модель поведения, чем люди старшего поколения».

«Киһи үөйбэтэх өттүттэн» (2005)

Раньше считалось чуть ли позором, когда девушка рожала ребенка без мужа, а сейчас общество относится к этому более лояльно. Об этом и говорится в фильме «Киһи үөйбэтэх өттүттэн», в котором главной героиней является девушка – мать-одиночка?

«Это опять-таки веяние времени. Раньше в советской действительности институт семьи был очень важным и приоритетным. Общество имело коллективистские ценности, когда каждый человек, как член единого общества, должен был придерживаться общепринятых норм жизни. Разводы и рождение детей вне брака не приветствовались, считались постыдными и всеми осуждались. Сейчас это считается личным делом каждого. Общество проповедует индивидуалистические ценности. Каждый может поступать согласно своим собственным взглядам и убеждениям, лишь бы не мешал окружающим».

«Плисада»/ «Маннайгы таптал»

Есть несколько якутских картин о любви, настигшей людей в пожилом возрасте. Например, фильм «Плисада» Эдуарда Новикова.

«Любовь – это вообще базовое чувство, необходимое каждому человеку для полноценной жизни. Мы рождаемся в любви и всю жизнь чувствуем потребность в ней.Я вас, может, удивлю, но во все времена и везде люди любого возраста, начиная с пяти лет и до пожилого возраста, имеют способность любить другого человека. Любовь зрелая несколько отличается от любви юношеской. Нет уже того максимализма, буйности и безрассудности, свойственной молодым. Но по глубине и по силе чувств взрослая любовь ничуть не уступает».

«Туман буолбут таптал» (2004)

История двух рыбаков ‒ молодого и старого, которые встречают в лесу девушку и старика, попавших под действие древнего заклятия. Вскоре герои понимают, что их новые знакомые ‒ призраки, обреченные на вечные скитания. Эта картина о живых мертвецах сделана скупо, реалистично и без малейшего намека на иронию или юмор.

«Советую смотреть больше разных фильмов о разной любви. Главное ‒ понимать, что показанное в кино может сильно отличаться от реальной действительности и не нужно сравнивать свою жизнь с художественной. В жизни нет идеальных людей, нет идеальных отношений, и это нормально. Любовь в вашей жизни будет такой, какой вы захотите, если вы приложите к этому свои усилия. Отношения мужчины и женщины – это не только любовь, это еще и уважение, принятие и ответственность. Желаю всем найти свою любовь, если еще не встретили ее, а если нашли, то беречь и пронести ее долго-долго…».

Ульяна Евсеева

Источник

Share

Один комментарий

  1. Привет! Традиционны для Балабанова и морально — этические вопросы, которые он поднимает в «Кочегаре». Как и почти все остальные фильмы режиссёра, «Кочегар» подспудно связан с гражданской войной . Балабанов снял фильм о том, что человек, вернувшийся с такой войны, изначально ненормален

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *