Дневник фестиваля «Дух огня»

Дневник фестиваля «Дух огня»

День первый

Из окна отеля «Югорской долины», куда нас поселили, виден лес. Солнца практически не видно. Много снега, но он уже тает. На улице -1. Висят сосульки.

С самого первого дня фестиваля начал просматривать конкурсные фильмы российских дебютов, где мы и участвуем.

Первым была «Трагедия в бухте Роджерс» Филиппа Абрютина, которого якутяне помнят по прошлому ЯМКФ. Он к слову сказать, про нас помнит, еще и ходит в футболке якутского кинофестиваля.

IMG-20160301-WA0062

Вторым был фильм ВГИКовца Виталия Суслина «Дефиле» о трех друзьях, которые встречаются в родной деревне после долгой разлуки. В нем есть искренние шукшинские деревенские маленькие люди и чеховские нотки трагикомедии. Сам Виталий на вид провинциальный парень попавший на гламурный бал, и чувтсвующий себя немного не в своей тарелке, но при первом же разговоре становится ясно, что парень умный и проницательный. И что простоватый вид его говорит только о его озабоченности искусством, а не неумением носить костюм. И даже в названии «Дефиле» он как бы стебется над всем этим «гламуром».

IMG-20160301-WA0066

Вечером мы представили наш фильм. Народу пришло не так много, потому как нас поставили параллельно с церемонией открытия фестиваля, и толпа конечно же основная хлынула туда. Тем не менее фильм вроде местным понравился. СМИ брали у меня интервью (хотя, думаю, они всем делали комплименты) и удивлялись тому, что индустрия кино есть не только в Москве и Питере. Подходили так же простые югорчане и хвалили, интересовались нет ли фильма в инете.

После короткого представления мы побежали на церемонию, которую открывал ее бессменный президент, режиссер Сергей Соловьев со своими шикарными студентками первокурсницами и губернатором Ханты-Мансийска Натальей Комаровой. Открытие, как открытие.

После церемонии, не дожидаясь фуршета, я побежал обратно в Центр Искусств на просмотр следующего фильма «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, которая приехать не смогла, но картину представила обаятельная девочка Варя Шаблакова. Весь фильм это ностальгия о временах пионерства, когда детство было светлым, а небо голубым. Параллельно идет история уже повзрослевших октябрят потерявшихся не только в мегаполисе, но и в своей жизни. Разговоры с психологом о первом оргазме, алкоголизм в период депрессии, диалоги с сигаретой в руках и уставшие голоса.

День второй

От «Югорской долины» в город ехать примерно минут двадцать. Ханты-Мансийск городок не большой — 100,000 жителей. Чем-то смахивает на Якутск, разве что дома не на сваях. Все показы проходят в здании Центра Искусств для одаренных детей севера. Есть два зала — большой и малый. В малом шли короткометражки и конкурс международных дебютов, а в большом конкурс российских.

Фильм «Лейтенант» Евгения Эпштейна рассказывает о молодом офицере ведущего свой отряд к тайной базе фашистов. Бесхитросный рассказ о подвиге. В синопсисе написано, что «главный герой погибает, но дело его живет». Вот собственно об этом фильм.

Потом была «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, который в 2013 году получил гранпри на Московском МКФ за короткометражку «Замок эльфов». Фильм о парне Андрее, который по совету друга прибегает к услуге загадочной фирмы, предоставляющий возможность пожить чьей-нибудь жизнью. Все бы хорошо, да только свою собственную жизнь, он тоже кому-то отдал по контракту. Звездный актерский состав: главного героя играет Петр Федоров, известный по ролям в «Елке», «А зори здесь тихие», «ДМБ». Антагониста же играет Виктор Вержбицкий — Завулон из «Ночного дозора». Напряженный триллер о поиске самого себя в чужих жизнях. Смесь корейского «ОлдБоя» и голливудского «Ванильного неба». До сих пор не могу понять, как мы обошли этот фильм по голосам зрителей.

По хорошему безумная комедия «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, сценариста и режиссера уже опытного, завсегдатый всяческих «кинотавров». Удостоенный премией «Золотой орел» за сценарий «Легенда N17». История про обычного подростка Ваню, который вступает в сомнительную арт-группу «Тряпичный союз», состоящую из трех эдаких художников-гопников. Он поселяет их у себя на даче и начинаются безумства в виде подготовки отряда к революции. Смешной, ироничный, остроумный — ода бесшабашной юности, когда легко можно умереть за идеалы.

Закончился вечер «Холодным фронтом» дебютным фильмом кинокритика, редактора журнала «Афиша», главреда таких модных журналов как «Empire» и «GQ». Вообще интересен уже сам факт того, что кинокритик встал по ту сторону баррикад. Фильм про финальный отрезок отношений между Ильей и Сашей в старом доме на берегу моря. Ветер, вино и разговоры. Народ в соцсетях и сайтах уже закидали помидорами Волобуева. Особенно рьяно за это взялись те, кого Роман сам громил будучи кинокритиком.

День третий

Говорят, в эту пору в Ханты-Мансийске обычно погода не такая теплая. -20-25 бывало, а тут такая жара. После обеда осталось просмотреть последние два конкурсных фильма — «Гость» и «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности».

«Гость» режиссера Дениса Родимина о молодых ученых-геофизиках, которые отправляются к месту падения загадочного метеорита. В глуши, оторванной от цивилизации, они оказываются в эпицентре событий, необъяснимых с точки зрения современной науки. Вся история о том, как аспиранты ищут некоего пришельца и в итоге все оказывается сном. Замах на философскую притчу о поиске бога.

«Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» Лики Алексеевой о том, до каких крайностей можно дойти ради искусства. Фотографу Егору дают задание сделать серию снимков о человеческом страхе. И фотограф с обреченным видом взявшего на себя всю ношу грехов этого мира, идет воплощать в жизнь настоящее искусство, граничащее с преступлением. Что-то похожее есть в «Стрингере». Очень женское кино — курение в форточку, секс, преследования и загадочный фотограф.

IMG-20160301-WA0067

День четвертый

В фойе гостиницы висит листок с результатами зрительских симпатий. Дело в том, что при в ходе в зал каждому давался флаер, где он должен был оценить фильм по пятибальной шкале. На удивление наш фильм до того понравился югарчанам, что мы заняли второе место после «Трагедии в бухте Роджерс». Что доказывает — зрителям ближе истории о незыблемых человеческих ценностях, нежели о самокопании на фоне красивых пейзажей с вечно дерганой камерой. Доказывает, что зритель везде одинаков, что в Якутии, что в Ханты-Мансийске. Резко холодно относятся к заведемо, нарочито фестивальному кино.

Фестиваль подходит к концу. Вечером будет награждение. Несмотря на то каким будет итог, ясно одно — мы якуты можем и умеем делать кино на уровне и может даже лучше. Во всяком случае не хуже. Ведь если наш фильм вызывает отклик в сердцах простых югорчан, значит мы выбрали верный путь.

Что касается закрытия. Как сказал Сергей Анашкин: «А что на уме у жюри, только жюри и известно…»

Алексей Амбросьев мл. 

Share

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *