Свято место не бывает пусто (рецензия на «Сэттээх сир»)

Свято место не бывает пусто (рецензия на «Сэттээх сир»)

399858_616063161756937_215085629_n-580x384

Фильм «Сэттээх сир» (Проклятое место), режиссер – Эллэй Михайлович Иванов, 1996 год.

По четвергам в модном ресторанчике “Wok-café” много посетителей. Там работает киноклуб, где бесплатно показывают якутское кино. В основном, смотреть фильмы приходит молодежь, которая обсуждает просмотренное со специально приглашенными режиссерами и артистами – членами творческих групп, делающих кино. 25 апреля показывали фильм 1996-го года, «Сэттээх сир» (Проклятое место).

941259_373541709430173_625302969_n-580x386

В нашем регионе — всплеск кинопроизводства. Энтузиасты снимают на минимальные бюджеты фильмы и выпускают их в прокат. Эти фильмы окупаются и приносят неплохую прибыль. Первые якутские кинофильмы начинают появляться в 1990-х годах. «Сэттээх сир» (Проклятое место), который как раз в 90-е показали по телевидению, был очень популярен. Он был популярен до такой степени, что стал «источником» детских кошмаров части моих ровесников.

В 90-е годы республиканское правительство поддерживало молодые фермерские семьи. В фильме «Сэттээх сир» (Проклятое место) показана история такой семьи. Коневод Егор (Петр Баснаев), его супруга (Надежда Ушницкая) и маленький ребенок поселяются на незнакомом аласе (обжитой луг, основа якутского хозяйства). Когда-то здесь жила другая семья. Из ее членов в живых одна старуха Александра, соседка героев. Вскоре новоселов начинают мучить мистические ужасы. Александра рассказывает скептически настроенному Егору, что место, где они живут — проклятое, и в прошлом здесь камлали шаманы, чтобы не дать Злу вырваться наружу. Советская власть нарушила баланс Сил, пересажала шаманов по тюрьмам, и теперь некому удерживать Тьму.

384511_616063191756934_751760377_n-580x384

Причислять кинокартину к жанру фильмов ужасов опрометчиво. Это мистический триллер. Здесь всего одна смерть, нет маньяка или чудовища, которое уничтожает героев одного за другим. За то, есть интересные и парадоксальные черты, сближающие якутские остросюжетные фильмы с кино немецкого экспрессионизма. Действие происходит в обыденной реальности якутской таежной жизни.

Тем не менее, внутренний мир Егора и пространство, окружающее героев, пронизывает безумие. Кажется, что все спокойно и даже благополучно. Пришла весна, жизнь пробуждается от зимней спячки: цветут подснежники, рождается жеребенок (значит, героев ждет сытая зима, они заготовят мяса для себя и на продажу). Но из-за мистического зла герои сходят с ума. Егору снятся нездоровые сны, преследуют галлюцинации. Когда он ищет и находит потерявшегося жеребенка, его атакует призрак. У других героев сознание тоже меняется – старушке Александре мерещится мать, супруга Егора видит призрачную руку, которая тянется из пламени очага.

Идея баланса Сил, обозначенная в фильме, также акцентирует внимание на роке и готовности принять свою судьбу. Когда злые силы нагоняют мрак, Александра добровольно решает уйти из жизни, чтобы спасти тех, кто моложе – Егора и его семью. Она понимает, что ее время прошло, и чтобы хоть как-то восстановить равновесие, нужна жертва.

931303_373541572763520_639763433_n-580x386

Когда фильм только появился, он был необычен тем, что снят в якутской глубинке на якутском языке. Помимо профессиональных артистов, в нем задействована непрофессиональная артистка – Дария Жиркова, жительница ближнего к месту съемок села. По словам режиссера, Эллэя Иванова, фильм стал открытием для будущих региональных кинематографистов. Их поразил сам факт, что в местных условиях своими силами можно делать кино. Со времен возникновения кинематографа производство фильмов в Якутии ограничивалось документалистикой, которую с разной степенью достоверности снимали приезжие режиссеры. Благодаря работе Эллэя Иванова, кто-то поверил в свои силы. Режиссер картин «Сэбиэннээх сир» (Бесплодные земли) и «Паранормальный Якутск» Константин Тимофеев отмечает, что на него сильно повлияла работа Иванова.

Таким образом, «Сэттээх сир» можно назвать одним из фильмов, определивших настоящее и, возможно, будущее якутского кинематографа.

Автор: Наталья Мординова

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *