«Золотая лилия» для Кочегара

«Золотая лилия» для Кочегара

кочегар3

«На международном фестивале в Висбадене (ФРГ) фильм «Кочегар» режиссера Алексея Балабанова получил премию «Золотая лилия». Главную роль в этой картине исполнил актер из Якутска Михаил Скрябин. Его герой – ветеран Афганистана очень самобытен. Его Якут — это именно якут, сохранивший и в смертном своем «чистилище» (так герой называл свою кочегарку) традиции своего народа и даже характерный акцент народа саха.
«Золотая лилия» очень престижная премия Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы. Жюри свое решение аргументировало примерно так: за «бескомпромиссную картину» современной России».
Ольга Буева
По материалам Интернет изданий URL:
http://www.irk.kp.ru/online/news/871312/ (дата публикации: 14.04.2011)

Неоднозначный, несмотря на свою содержательную простоту и гротескную экспрессию устоявшегося балабановского стиля, фильм «Кочегар» действительно раскрывает «второе дно», как указывают на просторах российского Интернета некоторые кинокритики. В чем-то мы сами не соглашались в тех примитивных режиссерских ходах его известных фильмов «Брат» и «Брат-2», но все же с упоением смотрели. Настолько притягательным остается образ героя, созданный режиссером в эпоху растянувшегося уже на третье десятилетие российского транзитивного общества. Тринадцатая картина А. Балабанова наполнена символичными метафорами и совсем не привычными для современного зрителя затянувшимися монтажными проходами главных героев по тропинкам зимнего Петербурга или проездками на трамвае. Нарочитое присутствие печного и каминного огня в городских жилищах героев фильма, оттеняет сопряженность с тем, что может гореть и сгореть в топке: жизнь, чувства, честь, долг или совесть.
Наверное, неспроста «главная печь» у человека «архаичного», символизирующего для европейского обывателя скорее нечто таинственное, обрядовое, может быть даже сакральное и шаманское. Колоритный типаж, тембр голоса, манера и пластика речи и движения, все выдавало некую метафору чистилища, пограничного состояния между добром и злом. Между ними маленький якут, к тому же увеченный на войне, но не утративший жесткое, разрывающее на части противоборство добра и зла. Метафора войны прозвучала в фильме не столько как дань советской эпохе, сколько стала изобразительным средством обострения бытийного столкновения.

«…главная, корневая, фундаментальная фраза фильма «Кочегар»: «Война — это другое. Там наши и враги. А здесь — ВСЕ НАШИ»…
Аллея врагов, «из-за которых страдает великий русский народ» неожиданно закончилась коллективным портретом этого русского народа. В стане «хороших» остался лишь одинокий контуженный якут. Человек, восстановивший справедливость, но, знающий, что убивать своих неправильно, сам себя покаравший.
…а чёрно-белая экранизация истории о «якутах и хайлаке» выглядит словно надгробный памятник фильму «Река»»
Торрио
По материалам Интернет изданий URL:
http://www.liveinternet.ru/users/1168521/post143626896/

Мы попросили прокомментировать главного героя картины Михаила Архиповича Скрябина его личное видение фильма. Уже после съемок ему стало понятно жизненное кредо его героя.
На войне мой герой был сапёром, а эта профессия требует острого чувства присутствия смерти. Выполнение профессионального долга сапера, очищать землю от зла, причем своими руками.
Мой герой – «чистильщик», говорит Михаил Скрябин. – Он очищает землю от скверны. На войне, – от мин и неразорвавшихся снарядов, а в «мирной жизни», от злых людей.
Но здесь уже не все так просто. Криминал, заполнивший мир 90-х, обнажил внутренний стержень каждого человека, столкнувшегося с ним. И когда на войне усвоено, где враг, и где свой, – все понятно. Но вынести сложность и психологическую запутанность «мирной» жизни ветеранам войн не просто. Необходимо время. А часто, не реабилитированные, они уходят в себя и закрываются в своей скорлупе. Наш герой имеет это пограничное пространство своего «чистилища» и диагноз собственного «аутизма» контузию, и … «мантру» «печатное» произведение ссыльного поляка Вацлава Серошевского «Хаилаах», которая в каждое мгновение, когда он ее печатает, собирает кочегара в кулак, не дает расслабиться, рождает чувство остроты и твоего ежесекундного присутствия совсем в другом, не психологическом разрезе нашей жизни, а бытийном. Здесь больше не психологическая обида за униженный северный народ, а выплывает онтологическая проблема: сбыться, состояться этносу в определенной социокультурной форме. Жизненная задача – очищать землю от зла, прозвучит во вторичной рефлексии для любого саха, через роль майора, героя Советского Союза, воина-якута весьма эпично, – почти в духе героического эпоса Олонхо.

«Русофил Алексей Балабанов с большей симпатией изображает якутов, нежели русских. Особенно четко это видно в противопоставлении статной дочери кочегара Саши в исполнении питерской модели Аиды Тумутовой и вульгарной дочери снайпера Маши (Анна Коротаева). Или в сцене беседы Скрябина с полковником, отцом одной из девочек, приходящих в кочегарку. Прием нужен Балабанову, чтобы продемонстрировать – деградация русского народа проистекает из печального факта: некуда ему приложить свою силушку – нет над ним ни контроля извне, ни внутреннего самоограничения…»
Мария Мухина
По материалам Интернет изданий URL:http://www.proficinema.ru/distribution/reviews/detail.php….

Несмотря на лестное высказывание кинокритика в отношении изображения на экране якутов, нашей реальной якутской актрисе, сценарий с откровенными сценами был не приемлем. Это говорит лишь о том, что мы пока еще весьма консервативны и не хотим разрушать свой идеальный национальный образ. Актрисе пришлось отказаться от столь рискованного не столько для нее, а для якутского зрителя шага. Это хорошо. Но с другой стороны, подобное лежит в основе нашего будущего апеллирования к любым ложным маскам и подсознательному страху увидеть свой истинный лик, развеянный от присущего нам мифологизирования действительности. Наш зритель, даже молодой, весьма консервативен и темы, затрагивающие этническое, вызывают в нем ревностное желание выглядеть идеально. Однако отметим, что в данной картине «якут» скорее собирательный образ «маленького человека», на своих плечах, пытающегося держать порядок в мире хаоса. В фильме Балабанов выходит на достаточно четко проартикулированную философскую позицию. Нет необходимости искать врагов своего народа среди других, не русских. Все, что происходит с нами, от нас самих, как это и не прозвучит больно и жестоко. Каждому необходима внутренняя способность строго держаться формы и принимать удары судьбы отрешенно, не виня кого-то другого, а искать причины в самом себе. Думаем, это и стало понятно в одной из самой богатой философской традицией и особенно актуально грамотной «послевоенной» Германии, месте, где проходил международный кинофестиваль. Там и была завоевана награда российского фильма с участием артиста Саха драматического академического театра им. П.А. Ойунского Михаила Скрябина.

Пожелаем нашим актерам и кинематографистам (а мы имеем в виду именно наших якутских художников) и впредь завоевывать высокие планки современного кино, внимательно останавливаясь на глубинной сути того, чем они занимаются, и что хотят сказать этому миру.

Алексей Пудов,
кандидат философских наук,
фото автора

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.