Невидимая красота Петра Баснаева

Невидимая красота Петра Баснаева

В связи с выходом в прокат фильма «Кэрэл», мы решили взять интервью у исполнителя роли отца Айтала, артиста драматического театра и кино, Заслуженного артиста РС (Я), заслуженного артиста РФ, Петра Николаевича Баснаева.

-Петр Николаевич, почему вы согласились сняться в фильме «Кэрэл»?

-Тема фильма, с одной стороны, сложная, но с другой – актуальная. Поэтому согласился.

-Полностью фильм сами видели?

-Нет, еще не видел. Не люблю смотреть фильмы со своим участием до выхода на экран.

-Я видела клип, созданный по сценарию фильма. В клипе ваша роль мне показалась более пронзительной и трогательной. Видимо, это потому, что вам пришлось работать с незрячими детьми?

-Скорее, да. Ведь ни один взрослый человек не может оставаться равнодушным, когда видит детей с инвалидностью. Когда я увидел в коррекционной школе незрячих детей, конечно, был сильно взволнован. Может быть, поэтому я был убедительнее в клипе. А для фильма ты заранее читаешь сценарий и примерно продумываешь свою роль, то есть заранее готовишься к ней.

-Давайте поговорим о фильме Г.Багынанова «Төлөрүйүү» («Освобождение»). После просмотра я восприняла его как фильм с очень глубоким внутренним смыслом.

-В этом фильме я снимался в 1986-87 годах, как раз в первые годы после окончания Щукинского училища. Фильм снял мой однокурсник Геннадий Багынанов. Я был еще очень молод, неопытен, поэтому, возможно, играл без особого волнения, не до конца понимая внутреннее содержание фильма.

-В фильме, мне кажется, сильно передана атмосфера в обществе в период развала страны, общего упадка нравственности. Этот фильм не выходил на широкий экран?

-Это был телевизионный фильм, поэтому многие не видели его, даже не знают о нем.

-Но мне кажется, что фильм оставляет ощущение незавершенности.

-Возможно. Геннадий Багынанов – очень талантливый режиссер, жаль, из-за болезни он не смог реализовать многие свои замыслы.

-Теперь поговорим о вашем участии в фильме Эллэя Иванова «Сэттээх сир». Этот фильм до сих пор популярен среди зрителей, можно сказать, что он стал уже культовым якутским фильмом.

-До этого фильма я снимался в фильме А.Романова «Орто дойду», а также в фильме «Сааскы кэм», где был занят во второстепенных ролях. О том, что хочет меня снять в своем фильме, Эллэй сказал заранее, так что я морально был готов. Фильм сняли весной, в мае, в сезон охоты на уток. Моей напарницей была актриса Надежда Ушницкая, коллега по Саха театру, поэтому мы хорошо понимали друг друга, играть с ней было легко.

-По жанру это фильм ужасов. Какие-то страхи были?

-Конечно, боялись. Мы же якутские люди. Старались следовать всем национальным якутским обычаям сиэр-туом.

-В ходе работы над фильмом происходило что-то мистическое?

-Нет, все прошло хорошо.

-Когда-то мы приглашали Эллэя Иванова в свой Киноклуб. Эллэй высказал тогда интересную мысль о том, что снимать фильм в таком жанре ему не понравилось, и посоветовал молодым режиссерам не увлекаться жанром ужасов.

-Эллэй Иванов — ни на кого не похожий режиссер со своим почерком, жаль, он в последнее время не снимает фильмы.

-То было время, когда наряду с Э.Ивановым свои фильмы снимали талантливые, тогда еще молодые наши режиссеры С.Ермолаев и Н.Аржаков. Как вы входите в свою роль?

-Я считаю, что артист играет жизнь героя, то есть играет роль. Он не живет жизнью своего героя. Например, если я играю шамана, то, конечно, буду много читать о нем, буду советоваться с режиссером, но не войду в роль так глубоко, чтобы чувствовать себя шаманом, я только играю его, но не проживаю его жизнь. Так же было, когда я участвовал в батальных кровавых сценах фильма «Тайна Чингисхана».

-Есть роли, играя в которых, вы получили удовлетворение?

-Наверное, нет. Обычно после просмотра фильма всегда думаешь, что мог бы сыграть роль еще лучше. Если и радуюсь, то только потому, что не допустил грубых ошибок. Более удачной считаю свою игру в фильме «Сэттээх сир».

-Ждете ли новых ролей, предложений?

-Как любой артист, жду новых ролей. Из последних могу выделить участие в фильме «Белый ягель», снятом Мосфильмом.

-Трудно было сниматься в Мосфильме?

-Фильм снимали на Ямале, в естественных условиях жизни ненцев. Было сложно, но мы, якуты, выросшие в сельской глубинке, трудности перенесли легко. Мне, наоборот, не понравилось, что некоторые сцены снимали в павильонах Мосфильма. Самое трудное для нас было заучивание текста на ненецком языке. Текст нам давали только вечером, а к утру мы должны были знать его наизусть так, чтобы произносить слова как ненцы.

-Как вас приняли сами ненцы? Насколько вы были на них похожи?

-Принимали почти за своих, а Галину Тихонову восприняли как настоящую ненку.

-Я слышала, как критик Анашкин говорил, что для роли ненцев по пластике более подходят якуты, поэтому в фильме надо было снимать только их. Возможно, это одна из причин того, что критика несколько холодно приняла картину «Белый ягель». Я же считаю, что фильм показан глазами русского человека, поэтому не раскрыта душа ненецкого народа. В отличие от него, фильм «Государственные дети» — наш собственный проект: режиссер, художник, оператор, дети, артисты – все местные. Военное время, лишения, трагедия якутского народа – всё показано глазами якута, поэтому и фильм получился убедительным.

-Да, я согласен. Это хороший, правдивый фильм.

-«Государственные дети» (реж.А.Лукин), «Оҕо куйуурдуу турара» (режиссер П.Ноговицын) – это фильмы не только для детей. А нужны ли фильмы только для детей?

-Да, я считаю, что должны быть детские фильмы. В якутской литературе детских тем много. Например, рассказ Суоруна Омоллоона «Чүөчээски».

-Вы сами пробовали писать сценарии, мечтаете снять свой фильм?

-Нет, такого желания у меня никогда не было.

-Сколько времени вы работаете в театре?

-В Саха театре я работаю с 1985 года и по сей день. Играю также в спектаклях Олонхо театра. Работу свою очень люблю и играю с большим желанием.

-В наше время повального увлечения западной культурой, американскими фильмами есть перспективы и будущее у якутских фильмов, якутского театра?

-Считаю и убежден, что у якутского кино, а также у якутского театра есть перспективы развития, есть будущее. Пусть молодые якутские режиссеры иногда снимают фильмы, подражая американским фильмам, но они должны снимать и настоящие якутские фильмы на якутскую тему и с якутским духом. Мы обязаны помнить и знать свою уникальную культуру, язык, верование, обычаи. Всё это можно найти в Олонхо, которое является нашим духовным богатством, показывающим душу народа саха на мировом уровне.

-В заключение еще раз вернемся к фильму «Кэрэл». Трудно было сниматься в этом фильме?

-В фильме снимался со своими коллегами из Саха театра, поэтому особых трудностей не было.

-Что бы вы хотели сказать своим зрителям?

-«Кэрэл» открывает в якутском кино новую тему – тему людей с ограниченными возможностями. Надеюсь, что фильм поднимет социальную проблему таких людей, поможет обратить внимание на них, научит по-человечески к ним относиться. Если зрители поймут идею фильма, считаю, что наша цель будет достигнута. А молодому якутскому кино желаю дальнейшего процветания, верю в его успешное будущее!

Беседовала: Саввина Сардана

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.