Альбина Данилова: Республика Z — Зараженные доблестью

Альбина Данилова: Республика Z — Зараженные доблестью

Virtù (c итал — доблесть.) — некая исключительная ловкость, способность человека совершать нечто вопреки требованиям фортуны. Это дар получать то, что ты хочешь, решать поставленную задачу даже в неблагоприятных условиях; в общем, талант, доступный немногим.
(по Николло Маккиавели)


Наконец-то это случилось. Режиссер фильма «Республика Z» Степан БУРНАШЕВ сделал это! Жанр зомби-хоррора якутскими кинематографистами освоен легко, уверенно и доблестно. Эпиграф форсирует тональность и содержание последующих строк. Но автором движут не столь эмоции зрителя, сколь факты и аргументы эксперта, наблюдавшего за развитием сего злополучного жанра в течение последних пятнадцати лет.
Когда-то, в начале нулевых ваша покорная слуга по сподвижничеству Сергея ЗВЕРЕВА написала не ахти какой сценарий этно-хоррора «Зимник» — о последствиях экспериментов секретной лаборатории советских генетиков в 30-е годы, затаившейся в недрах якутской тайги. Предложили сценарий на обсуждение опытным кинематографистам. Режиссер Алексей РОМАНОВ воспринял идею проекта, не скрою, немного впал в творческий азарт, но тут же пришел в себя, прислушавшись к аксакалам якутского кино: в сюжете настолько много чудищ, мутантов и зомбиобразных персонажей, что по бюджету картина получается неподъемной и немыслимой в воплощении на экране. К тому же, у нас нет профессионалов по гриму и декорациям. Отказали: «Преждевременный проект, извините!»

 Тогда же прозвучала предупредительная мысль от коллег: «Не тревожьте духи темных сил! Не берите грех на душу! Сахалар аньыргыллар. Эта тема в кино табуирована, не дай бог, аукнется по судьбе!».

Таким образом, сценарий до сих пор пылится в столе, да и устарел морально. Но дело не в этом. А в том, что идея освоения жанра хоррора, мистического триллера ужасов уже тогда витала в пространстве идей якутских режиссеров. Не давала покоя.

Сергей Зверев вскоре с облегчением вздохнул, узнав о том, что на студии «Алмазфильм» Анатолий СЕРГЕЕВ приступил к сьемкам фильма ужасов «Тропа смерти» (2005):
«Толя – человек защищенный, с броней — он немножко не якут, ему можно снимать абаhы, он неуязвим!»

Анатолий Сергеев был первым бесстрашным воином, рванувшим в поле битвы за жанр хоррор, сломя голову, набив немало шишек, но все же, став первым создателем фильма ужасов в якутском кино, и пусть с приставкой «трэш», но этот факт истории неоспорим. Более того, «Тропа смерти» исторична в силу своего жанра, как самый первый грамотный кинопродукт с удачным прокатом в республике и за ее пределами.
Затем была тревожная «Наахара» (2006) Марины КАЛИНИНОЙ и Евгения ПАВЛОВА. Пугающий таежный триллер, естественно – лидер в якутском прокате. Причудливый и безупречный фильм ужасов Константина ТИМОФЕЕВА «Бесплодные земли» (2008), затем его весьма приметный триллер «Паранормальный Якутск» (2012). Но все последующие попытки режиссеров в освоении этого жанра по-прежнему претерпевали снисхождение зрителя и все новые тычки и затрещины от критиков.
Живы и по-прежнему оптимистичны те зрители, которые помнят тот умопомрачительный, безумно апокалиптический тизер многообещающего фильма «Статус: еще жив» Николая ТУДИ. Зрители всколыхнулись не по-детски. Возможно, добрая половина молодых людей, прошедших кастинг у Туди на роль зомби в фильме «Статус: еще жив» 31 марта 2012 года, реализовала-таки свою давнюю мечту и снялась в массовке фильма Степана Бурнашева «Республика Z» в 2017-м?! Так хотелось бы в это верить и окольцевать ход событий красиво.
«Статус: еще жив» не осуществился в полном метре в силу обьективных причин, связанных с финансированием проекта. Профессионалы предпочитают работать с точными весами «идея- деньги». С жанром благополучно распрощались. Но «Статус: еще жив» начертал некий ориентир для якутских режиссеров, куда следует расти и стремиться.
Степан Бурнашев – режиссер нового поколения, ворвался в якутское кино, образно говоря, меткими выстрелами из добротного ружья: Кута /трясина/, Куоруйэх/ Беглый/, Хара Дьай, Маннайгы таптал /Первая любовь/, Атын олох /Другая жизнь/, Уол О5ото /Чувак/.


Премьера его долгожданного зомби-апокалипсиса «Республика Z» состоялась 12 апреля. Два года трудилась над фильмом профессиональная команда. Срок немалый для регионального кино, для независимого якутского кино – рискованный, сродни хождению по тонкому льду, самопожертвованию, игре в ва-банк. Ставка на веские имена укрепляла веру в то, что кино получится. Сценарий известного журналиста и писателя Алексея АМБРОСЬЕВА – младшего, актеры с харизмой – Георгий БЕССОНОВ, Бэккэ ПЕТРОВ, Ирина МИХАЙЛОВА, Дмитрий БАИШЕВ.
Степана Бурнашева следовало бы наградить медалью «За воинскую доблесть» – За отличные показатели в боевой режиссерской стратегии и тактике, за особые отличия во время жанровой миграции, за смелость и заслуги в проявлении собственной политики в сфере кинопроизводства. Образно говоря, приступим к ходатайству с перечислением достоинств режиссера и команды «Республики Z».

Дерзость замысла. А почему мир спасают только американцы? Почему не якуты? Не красавцы, конечно, но чертовски обаятельные парни в нелегкий час оказавшиеся друзьями (Георгий БЕССОНОВ и Дмитрий БАИШЕВ), девушка-красавица Дора с врожденной статью «Далбар Хотун» (Ирина МИХАЙЛОВА), рукастый мужичок Никифор (Бэккэ ПЕТРОВ). Схема выживания героев во время апокалипсиса органично легла на якутскую почву, супер органично. При приличном бюджете и неограниченных возможностях можно было бы нагромоздить массу экзотических фишек до кучи – «мама, не горюй!». Явно сиквел просится, а может быть, и мидквел — продолжение или параллельная история.
Бесстрашие. Такое скопление зомби в якутском фильме наблюдается впервые. И все-таки они дьявольски выглядят – суть одно, темные силы. Старшее поколение якутских режиссеров не рискнет воссоздавать их жуткие образы на экране, дабы не гневить духов, не посягнет за пределы своих устоявшихся принципов. Степан Бурнашев – бесстрашный режиссер, снимающий кино для поколения Z по принципу: «Кино нужно снимать обо ВСЕМ! Актер должен уметь сыграть ВСЕ!» И вот здесь фильм спасает
Юмор. Верное решение режиссера и сценариста. Не то, чтоб диалоги героев разошлись на цитаты, но настроение после просмотра весьма улыбчивое. Некоторые блогеры-теоретики от кино заметили явный грубый пробел в сценарии: дескать, нет в триллере персонажа злодея, гада — подлеца противного, от чего в фильме было бы «больше мяса»! Можно согласиться, но, простите, персонаж злодея влетел бы в копеечку – раз, утратил бы вкус юморной тандем Дмитрия БАИШЕВА и Георгия БЕССОНОВА — два, и не угадывались бы тонкие нити симпатии парней к красавице Доре — три. Не была бы такой душераздирающей сцена внезапного заражения Доры, когда один герой (брутальный, кстати) тупо истерикует, а другой (инфантильный) методично включает мозги. Именно в этой сцене юмор кончился, началась настоящая драма (аж слезы из глаз!). А потом снова до самого финала стало как прежде круто и смешно. Виртуозный ход, не правда ли?
По отзывам зрителей, не всем зомби понравились. Я же нахожу их модифицированными в отличие от американских. Они не столь агрессивны и страшны. Местами смешны и тщедушны, жалкие и беспомощные, потому что северные, тормознутые, и характер у них нордический. Показалось, что они еще и корректные, тактично кладущие руку на плечо, типа: «Смотри, я тут! Сделай же что-нибудь!» В одном из своих интервью Степан БУРНАШЕВ заметил: «Это не мертвецы. Это просто больные люди». И это многое объясняет — некий новый взгляд на зомби, как таковых.
Не вдаваясь в глубокий анализ фильма и разбор полетов, следует обратить внимание на главное достоинство «Республики Z». В фильме ярко выражена мужская нота – то, чего лишена основная масса отечественной кинопродукции. И дело не в бряцании оружием и массивных ботинках героев, подкупает иное: режиссер пытается увидеть во взрослых мужчинах уцелевшую детскость, пацанство — первопричину их геройства и отваги. Как в песне поется: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»
Бюджет фильма – 3 с половиной миллиона. По федеральным меркам не конкурентноспособное кино — только для внутреннего потребления, то есть для проката в пределах республики. Это реалии сегодняшнего дня.
Доблестная армия «Республики Z”, замахнувшись на якутскую версию хоррора по голливудской кальке, упрямо, если не сказать «уперто» приближается к созданию национального блокбастера, безусловно, кассового с явными признаками таланта и самобытности.

Источник: Альбина ДАНИЛОВА специально для Сетевого издания SAKHALIFE.RU
Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.