Орел, мамонты и счастье: кураторы ММКФ сделали ставку на якутское кино

Орел, мамонты и счастье: кураторы ММКФ сделали ставку на якутское кино

19 апреля стартовал 40-й Московский международный кинофестиваль. В основном конкурсе участвуют 16 картин из разных стран мира.

В этом году кураторы ММКФ сделали ставку на якутское кино, ставшее с недавнего времени феноменом мирового значения, которым интересуются и Берлин, и Пусан, и Торонто. Практически в каждой программе Россию представляют якуты.

Кадр из фильма «Генезис 2.0.»

В конкурсе документального кино заявлена картина Максима Арбугаева в соавторстве со швейцарским режиссером, номинантом на Оскар Кристианом Фраем «Генезис 2.0.», у которой есть все шансы на заветную статуэтку. Напомним, премьера фильма прошла в конце января в США на всемирном фестивале независимого кино «Сандэнс». Студент ВГИКа Максим Арбугаев завоевал награду за лучшую операторскую работу в секции «Мировое кино». Картину уже сравнили с творениями великого Вернера Херцога. Документальный фильм «Генезис 2.0.», рассказывающий об охотниках на бивни мамонтов, выйдет в российский прокат летом 2018 года.

На Новосибирских островах в Северном Ледовитом океане охотники ищут бивни вымерших мамонтов. Однажды им попадается на удивление хорошо сохранившаяся туша животного. Воссоздание покрытого шерстью мамонта стало бы свидетельством революционных достижений в генетике. Они смогли бы поставить весь наш мир с ног на голову.

Кадр из фильма «Jol» (Счастье)

В конкурсе короткого метра представлена картина Владимира Мункуева «Jol» (Счастье). Это дипломный проект выпускников МШК режиссера Мункуева и оператора Алексея Павлова.

Для обычного якутского парня Коли Ануфриева жизнь кажется простой и ясной, пока он не встречает Светку. Из-за неё он хочет изменить свою жизнь и стать лучше.

Но не все так просто с мункуевским счастьем. Фильм о крайне реальном, жестоком мире и таких же убедительных его обитателях. Но здесь есть огромный парадокс — жажда любви и стремление к безграничному счастью.

Как мы уже говорили, в основном конкурсе участвуют 16 картин. Оценивать работы будут немецкая актриса Настасья Кински, российский режиссер Анна Меликян, американский актер Джон Сэвидж и китайский режиссер Лян Цяо. Председателем конкурсной комиссии стал итальянский продюсер Паоло Дель Брокко.

Россию в конкурсе представляют уже три картины. Один из них — дебютный фильм китаянки Ян Ге «Ню». Это безбюджетный фильм о себе — о том, каково быть иностранкой в России и искать здесь любовь. Ян Ге — финалистка проекта «Голос», актриса. В последний момент добавилась картина «Спитак» Александра Котта. Фильм рассказывает о самом разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, которое случилось на территории Армении 7 декабря 1988 года.

Кадр из фильма «Тойон кыыл» (Царь-Птица). 

Одна из главных премьер Московского кинофестиваля — якутская притча «Царь-птица» Эдуарда Новикова. Именно на ней хотелось бы остановиться подробней. Это можно по праву назвать историческим событием — впервые якутский фильм будет бороться за главный приз ММКФ, одного из самых престижных кинофестивалей мира. Перед вылетом на фестиваль съемочная группа «Царь-Птицы» встретилась с журналистом News.Ykt.Ru.

Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота, рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков.

В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает старый орел. Старик со старухой не смеют прогонять его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают его, чтобы хищная птица не нападала на скот. Со временем они привыкают друг к другу. А холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня они начинают жить вместе в одном доме.

Дмитрий Шадрин, генеральный продюсер фильма «Кыыл Тойон» (Царь-Птица), директор «ГНК Сахафильм»:

— Это огромная ответственность — представлять Россию на таком крупном кинофестивале. С нашей картиной конкурируют крупные проекты. Загадывать ничего не хотелось бы, но надежда теплится в душе. Якутия впервые попала в конкурсную программу, это ведь фестиваль класса «А». Не в специальном показе, не как добавочный фильм, а в конкурсе, это уже победа. Все зависит от жюри, мы свое дело сделали как надо.

Как кураторы ММКФ узнали, нашли «Царь-птицу» и представили его в основной программе?

— Наш промо-продюсер Сардана Саввина отправила фильм кураторам, его сразу взяли. Это изначально очень тяжелый проект. В 2015 году, когда я только приступил к должности, организовали худсовет, на котором Эдуард Новиков рассказал о своей идее снять этот фильм. Прочитав сценарий, я был немного в шоке. Очень много времени ушло на поиски одиноко стоящей старой лиственницы посреди алааса. Мы исколесили всю республику в поисках. Вырубить лиственницу и поставить на понравившемся месте — аньыы, нарисовать на компьютере — как-то странно. Чудом нашли это дерево в Хангаласском улусе между Улахан-Аном и Урун-бас в глухом лесу, там везде бездорожье. Вокруг этого дерева построили балаган, забор, хотон. Ближайшая деревня находится в 100 километрах, оттуда скошенную траву привозили на тракторе.

Оказалось, что у нас не все коровы якутские, а нужна чистокровная якутская. Искали их по всей республике. Нашли в поселке Магарас Горного района. Оказалось, что у них есть филиал на Еланке. Оттуда на тракторе вывезли. Приключений было предостаточно.

Главный момент, главный герой — орел. Где взять ручного, дрессированного орла в Якутии? Нигде! Да и в России нет таких, мы по своим каналам нашли в Киргизии в маленьком ауле. Пришлось отправить туда целую экспедицию .

Вот такие были у нас приятные хлопоты. Бюджет фильма составляет три миллиона, звук делали здесь и в Москве, компьютерную графику здесь. Этот фильм мы специально сняли для фестивалей.

Мне кажется, этот фильм будет понятен и ясен каждому.

Сардана Саввина, промо-продюсер:

—Моя изначальная задача  — продвинуть этот фильм на хороший кинофестиваль. Я отправила фильм отборщикам, Москва сразу сказала «да». Я поставила вопрос перед режиссером, идем на ММКФ или на другой кинофестиваль? Ведь это очень важно для фильма, каждому кинофестивалю нужно, чтобы фильм был дебютом. Эдуард Новиков сам очень хочет, чтобы это был московский кинофестиваль.

У фильма хорошие шансы на главном фестивале страны. ММКФ — старейший в мире кинофестиваль, второй после Венеции по возрасту, просто были какие-то периоды, когда была пауза. Возможно, кто-то скажет, что московский кинофестиваль потерял былой уровень. Но он по-прежнему в списке 15 фестивалей класса «А». В России это самая крупная площадка, сюда хотят попасть многие, для нас это огромная честь. Впервые за всю историю якутское кино попадает в основную программу. Да и впервые «Сахафильм продакшн» попадает в конкурсную программу. Мы фактически представляем Россию, ни одного российского режиссера в конкурсе нет.

Наша картина очень достойная, высокого уровня, это серьезное авторское кино.

Московский кинофестиваль — не предел, мы сейчас думаем над европейской, азиатской, мировой премьерой.

Семен Аманатов, оператор-постановщик:

— Это проект «Сахафильма», режиссер Эдуард Новиков очень долго вынашивал эту тему. Немного камерный фильм, всего два главных актёра. Преимущественно все действо происходит в балагане. Игра актеров тут очень интересна, да и сам орел.

— Мне было интересно работать над этим проектом, поскольку технически было очень сложно. Были комбинированные съемки, орла снимали в Киргизии, а главных героев в Якутии. Это ювелирная работа. Мы его снимали на зеленом, синем фоне. Потом здесь снимали, учитывая все условия: математику, черчение, геометрию — все уроки вспомнили. В Якутии есть орлы, допустим, мы нашли в зоопарке «Орто Дойду» двух, но они дикие. Нам сказали, что если вы хотите снимать, то только в вольере. А нам нужно, чтобы он на дереве сидел, прилетал, там много всего. А в Киргизии издревле занимаются охотой с беркутом. Там и нашли нашу орлицу Тумара, ей уже 12 лет.

Люди, далекие от кино, думают: «Что там такого попасть на московский кинофестиваль?», но по сути это уже победа и огромная честь, тебя отбирают из нескольких сотен кинолент. Это уже успех.

Любовь Борисова, второй режиссер, монтажер:

— Эдуард Новиков рассказывал об этом проекте давно, еще во время съемок «Айыы уола». Это его давняя мечта. Когда он сказал, что приступает к съемкам своей мечты, я сразу согласилась. Эдуард Новиков, Семен Аманатов и я из команды «Айыы уола» работали над этим проектом.

Еще во времена «Айыы уола» собирали материал для фильма, выезжали снимать орлиные гнезда в Хангаласском улусе. И тогда в одном гнезде режиссер фильма Эдуард Новиков и краевед, этнограф Прокопий Романов увидели два яйца. Обычно выживает только один из птенцов. А второго, который слабее, выталкивают из гнезда. Тогда Эдуард Новиков сказал, что если вытолкнут одного птенца, то он возьмет его себе и воспитает ручного орла для этого фильма. Настолько серьезно все было. Видимо, в том году с пропитанием птиц было все нормально, никто никого не вытолкал, два птенца обосновались там.

Семен Ермолаев написал шикарный сценарий, я читала его и смеялась, хотя, казалось бы, это событийная драма. Но так красиво, богато, ярко, интересно написано, одно удовольствие было его читать.

— Съемки проходили две недели в Киргизии, два месяца в Якутии и два года постпродакшн.

У нас был целый зоопарк. Каждый день в девять утра привозили нашу лошадь, у которой был съемочный день до определенного времени, потом она уезжала работать на свою работу. Также у нас был живой кролик, который играл роль зайца. Якутский бык был, два верховых коня и три якутские коровы. Мы их содержали в декорациях хотона.

Исполнитель главной роли Степан Петров (Микииппэр о5оньор) каждый день кормил коров, водил на водопой, доил. В первый же день ночью привезли этих коров с Еланки, Степан о5онньор приготовил сено, вывел коров во двор. А они как бросились наутек в сторону леса! У якутских коров дикий нрав, они такие быстрые. Кое-как на машине догнали. Самую зачинщицу, предводителя пришлось первой по сценарию «убить». Во время съемок держали на привязи в хлеву. Никто не пострадал. Очень много историй с этими животными было.

Снимали в конце марта, весна пришла очень рано, каждый день быстро таял снег, а нам нужно было снимать зиму. Пока Степан Петров (Микииппэр о5онньор) занимался коровами, мы таскали снег. Со всей округи для крыши. К обеду все это тает, а мы опять таскаем. Было очень интересно работать над этим фильмом, и уже сейчас понятно, что все это не зря.


Итоги кинофестиваля станут известны 26 апреля.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *