Дивная пора якутского кинематографа…

Дивная пора якутского кинематографа…

афиша

Фильм режиссера Никиты АРЖАКОВА «Дьикти саас» («Дивная пора») наконец-то добрался до столичного зрителя. Напомним, что премьера картины, снятой по одноименной повести народного писателя Якутии Василия ЯКОВЛЕВА – ДАЛАНА, состоялась еще в прошлом году в рамках Дней республики в Москве и Санкт-Петербурге. А уже в нынешнем феврале творческая бригада кинокомпании «Сахафильм», под сенью которой и была создана лента, побывала в ряде улусов с премьерными показами. И вот теперь – Якутск…
Мне посчастливилось увидеть новую работу Аржакова в рамках очередного заседания «Киноклуба» в «Wok café». Это – полулюбительский проект, основной фишкой которого является не только просмотр картины, но и участие в обсуждении самих создателей фильма и актеров, сыгравших в нем. В этот раз перед членами киноклуба предстала всего одна, но зато самая главная творческая единица в кинематографе – сам режиссер картины (актеры пришли под самый занавес встречи). Никита Аржаков с удовольствием отвечал на разные вопросы и с таким же удовольствием рассуждал о своем творчестве…Об умении «докинуть»

В моей любимой книге писателя Владимира СОЛОУХИНА «Камешки на ладони» есть мысль, высказанная им по поводу литературной техники, но, думаю, ее можно применить и в отношении техники режиссерской. Нужно попасть камнем в цель на далеком расстоянии. У человека, умеющего далеко кидать камни, при этом будет одна лишь трудность – попасть. Докинуть до цели для него не проблема. Это для него – само собой разумеется.

Техника режиссуры, как мне кажется, и есть вот это умение «докинуть». Никита Аржаков один из немногих якутских режиссеров, который спокойно «докидывает» и потому перед ним стоит всего одна – попасть. «Попасть» в произведение, сценарий и, если хотите, попасть в нужное время. Пока с этим у Никиты все в порядке. По крайней мере, внешне это выглядит именно так. Достаточно сказать, что он является автором таких по своему знаковых для якутского кинематографа картин, как «Черная маска», «Журавли над Ильменем», «Снайпер Саха»… А ведь у режиссера есть и другие работы, которые нашли своего благодарного зрителя и которые, по некоторым отзывам, даже дадут фору перечисленным картинам, поскольку там он творил как чисто художник, без так называемого государственного заказа. При этом, конечно, всегда упоминают пронзительную короткометражку «Тайбаан арыы» («Остров Тайвань») по мотивам одноименной пьесы драматурга Семена ЕРМОЛАЕВА, да и фильм «Аанчык» там где-то рядом.

А я бы с удовольствием в качестве примера того, что Никита Аржаков умеет «докидывать», привел его фильм про первого академика из народа саха Владимире ЛАРИОНОВЕ. Вроде бы тоже заказная работа – сделанная уже после смерти великого ученого, но с какой любовью и мастерски она снята! Сам был свидетелем того, как на премьере люди плакали. Действительно, как говорил Джон Ф. КЕННЕДИ, нация проявляет себя не только в людях, которым она дает жизнь, но и в том, каким людям она воздает почести, каких людей помнит…

«Мечтаю снять роман Далана «Тыгын Дархан»

…Думаю, что после просмотра картины Никиты Аржакова «Дивная пора» кто-то обязательно бережно возьмет с полки заветный томик и перечитает повесть Далана, по мотивам которой снят фильм. И он вновь испытает ни с чем несравнимое волнение, почувствует, как гулко-гулко в груди бьется сердце и, как некогда в юности запрокинув голову, увидит совсем другими глазами бездонное небо с белыми-белыми облаками. Действительно, дивная пора, которая бывает только раз в жизни…

А кто-то в первый раз откроет для себя творчество великого якутского писателя так рано ушедшего из жизни, но успевшего обозначить, каким была бы его дальнейшая литературная поступь – я имею в виду его грандиозный роман «Тыгын Дархан». И именно об этом произведении говорил Никита Аржаков во время обсуждения картины.

«Почему я остановился именно на этой повести Далана?, — переспрашивает в задумчивости режиссер. Его дальнейший ответ больше похож на внутренний монолог. – Это моя молодость… Я еще в 2005 году предложил экранизировать повесть Василия Семеновича «Дьикти саас» («Дивная пора»), но тогда в «Сахафильме» меня не поддержали… К сожалению, а может и к счастью, поскольку сегодня осознаю, что пять лет назад я бы ее не снял… На самом деле, я постепенно подступаюсь к главному роману Далана «Тыгын Дархан»… Я мечтаю ее снять! И я чувствую, что сегодня готов к этому шагу, готов это сделать. В этом смысле можно сказать, что «Дивная пора» — это проба пера. Проба того, что есть Далан… Попытка понять писателя, его стиль, попытка испытать его на сопротивление… Сейчас, после «Дивной поры», может быть, стоит еще его «Глухой Вилюй» снять, но самое главное – это, конечно, «Тыгын Дархан». Я думаю, эта картина бы подвела определенную черту под развитием якутского кинематографа в целом и во весь голос заявила бы о нашем существовании…»

Вот так вот! Ни больше, ни меньше. Впрочем, находясь под впечатлением от только что увиденного мастерски снятого фильма «Дьикти саас», слова Никиты воспринимаются как само собой разумеющиеся. Только сейчас я понимаю, что режиссер сам еще до конца не осознавая выдал нам свою сокровенную тайну, мечту, которой он живет и которая заставляет его чувствовать полнокровность жизни. И кто знает, как дальше все сложится, поскольку, по признанию самого режиссера, он человек проблемный, не очень удобный для всех…

Потом Никита говорил еще о чем-то, но главное, к которому не убавить, ни прибавить, им уже было сказано.

* * *
Пожалуй, на этом можно было бы поставить точку, ибо нет смысла пересказывать картину – ее надо видеть. Обязательно. Оставлю для других и съемочные перипетии, и фантастическую работу оператора Джура БЕРЕЗКИНА и многое-многое другое. Просто скажу, что режиссеру удалось передать настроение произведения, вычленив из него два аспекта – любовную линию и тему восстановления исторической справедливости. Никита привлек к съемкам студентов одного курса Арктического государственного института искусств и культуры. Один выпускной курс играет в фильме один выпускной класс! Такого у нас еще не было. По сути, ребята, еще не зашоренные и без опыта профессиональной работы на сцене и в кадре, играют сами себя – так, как это можно сделать только в дивную пору, которая называется юностью. И Никита Аржаков своей работой по произведению великого писателя задал ребятам такую высочайшую планку, что мне даже страшно становится немного за них – где им еще после этого сниматься?!

Мальчики и девочки, конечно, молодцы. Я о них сегодня ничего не сказал, но о них потом еще обязательно напишут. Например, о том, что они вступили в жизнь в дивную пору становления якутского кино. Так и напишут. Я в этом уверен…

Алексей АМБРОСЬЕВ — Сиэн МУНДУ

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.