Как бурят снял кино про якутов…

Как бурят снял кино про якутов…

В якутском кино появился (и утверждается) новый талантливый автор: Владимир Мункуев (этнический бурят). Скоро получит диплом в столице (Московская школа кино). Умудрился за краткий срок снять (и выпустить в локальный прокат) полнометражную «коммерческую» комедию + короткометражный артхаус, которым намерен защищаться в своей киношколе.

Для фильма «Уол о5ото» надо бы придумать хлесткое русское заглавие (нейтральное «Чувак», мелькающее в субтитрах не отражает его сути и свойств). История о приключениях/злоключениях двух деревенских парней в суматошном Якутске причудливо соединяет два мотива-клише, характерных для местного массового кино. Одна из фабульных линий восходит к «Кэскилу» (серии фильмов группы ДетСат – об обаятельном простаке и его хитроватом приятеле). Другая – противоборство с бандитами — к местным же криминальным комедиям и «фильмам действия», вдохновленным репертуаром видеотек конца 90-х (не только голливудской продукцией, но «штучными образцами» японского, корейского, гонконгского кино). «Чувак» — ладно скроенная картина: живые диалоги, четкий монтаж, добрая ирония, синефильские отсылки. И никакой «простодушной кустарщины» — наивны герои, а не авторы фильма.

Короткометражка «Счастье» — своеобразный фильм-перевертыш. Внешнее жизнеподобие, натурализм (стилистика «непричесанной реальности») трансформируются внезапно в фантасмагорию, в «романтический макабр», в кино совершенно условное. Страшное тут неотделимо от трогательного и от смешного.

Для режиссерской манеры Володи Мункуева органичны ирония и парадокс. Раскрепощенность мышления находит опору в строгой профессиональной выучке. Автор умеет осмысленно переключать стилистические регистры – этого навыка недостает большинству якутских постановщиков. На память приходит только Сергей Потапов, который давно не снимает, увы. Мункуев продолжатель двух разнородных традиций: московской школы «натуралистического кино» и «потаповского направления» – в основе которого игры условностей, перевертыши и прарадокс.

Замечу, что соавтором режиссера в обеих картинах выступил русский драматург из Якутска Михаил Башкиров (мастер хлестких речей и фабульных трюков). Между прочим, со-автор многих спектаклей Сергея Потапова.

Обе картины — и короткометражка и полный метр – могут принести режиссеру успех. Но – в разных аудиториях, на разных площадках. «Чувака» стоит отправить на фестивали дебютов и фестивалям регионального кино. «Счастье» (дипломная работа) – на фестивали студенческих фильмов и на те фестивали («специализированные» и «многоформатные»), где имеется конкурс короткометражных картин.

Автор: Сергей Анашкин.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *