Якутское кино: взгляд российского блогера

Якутское кино: взгляд российского блогера

Якутское кино

КИНОПРАВДА

В Якутии я был лет шесть назад и, разумеется, пошел на местную киностудию Сахафильм. Это такой мелкий провинциальный дом культуры, а внутри ларёк с DVD. Других способов посмотреть местное кино тогда не было. Сейчас совсем другое дело. Оно появилось в интернете, написана туча статей восторженного толка, постоянно выходят новые фильмы. У себя на родине оно имеет успех, но для всей остальной России остается курьезной диковинкой.

​Для своих​

Очевидная особенность якутского кино — это кино для своих. Чтобы понимать, Якутия — она как остров отрезана от остальной России культурой, расстоянием, дорогами. Железную дорогу до Якутска так и не дотянули, а пыльная гравийка упирается в Лену, широченную северную реку. Островное выражение: «Уехать на материк» всеми понятно и используемо.

Фильмы снимают на якутском языке. Это не означает, что в обыденной жизни говорят исключительно на нем. Совсем нет, национальный язык, как и в других республиках, маргинален. Мне рассказывали, что таково было требование местного министерства культуры. В любом случае, фильм сопровождается субтитрами на русском.

Неразгаданная любовь

МОЙ УБИЙЦА, Костас Марсан, 2016

Редкий фильм, который вырвался за пределы республики и был показан в прокате по стране. Было много лестной критики. Вот Долин его нахваливает, вот Афиша пишет. Называли то нуаром, то неонуаром, то антинуаром, то, о боги, таежным нуаром. Однако, если быть честным — это бледный детектив уровня ТВ-фильма. 4/10

ПОКИДАЯ БЛАГОУХАЮЩУЮ ГАВАНЬ, Сюзанна Ооржак, 2011

Более радикальная попытка вырваться за пределы: место действия перенесено в Гонконг, часть актеров — китайцы. Сюжет расплывчатый: трудновыразимые страдания томной девы. Такой любительский Вонг Кар-Вай. Лет пять назад, в Иркутске, я оказался на кинопоказе, который организовала якутская диаспора. Сторонних зрителей не было, только для своих. Смотрели то ли сериал, то ли кино скверного сериального качества, а я еще удивлялся — вот же, что за ерунду вынуждены смотреть люди, движимые общинным чувством! 4/10

НЕРАЗГАДАННАЯ ЛЮБОВЬ, Михаил Лукачевский, 2015

Обратный пример, фильм замкнутый на Якутии. Рассказывается о популярном в 90-х местном певце. Если и была в его музыке энергия, то в фильме ее точно нет — вся вытравлена. Вызывает такое чувство неловкости, как быть на концерте некогда популярного артиста, а сейчас никому не интересного. 2/10

А музыка интересная, похожа на известную группу Чолбон:

​Советская традиция

​Первое самостоятельное кино в Якутии начали снимать в 90-х. Тогда первое поколение кинематографистов показало, что снимать, оказывается, можно у себя на родине, на своем материале и делать это за копейки. Личный пример первопроходцев увлек многих. И понеслось! То есть, советской киношколы в Якутии никогда не было, однако ее стилистика жива.

Государственные дети

СНАЙПЕР САХА, Никита Аржаков, 2010

Вероятно, самый известный из якутских фильмов (200 оценок на Кинопоиске!). Советский он по сюжету (история снайпера-якута в Великую Отечественную) и интонации: каноничные сцены бойцов на привале, незлобные шутки в адрес друг друга. 6/10

ЖУРАВЛИ НАД ИЛЬМЕНЕМ, Никита Аржаков, 2005

Фильм того же Аржакова, на ту же тему. Крепкое кино, как будто бы родом из 60-х. 7/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТИ, Александр Лукин, 2015

Фильм советским по духу делает не столько время действия (война), сколько мантра послевоенного поколения: «Лишь бы не было войны». Чем фильм примечателен, что робко сообщает о вынужденном национализме. В том духе, что порабощенная нация должна стремится к прогрессу ради выживания. Идеолога национализма по сюжету увезут известно куда. Другой персонаж высказывает более радикальный вариант: грабить склады и раздавать народу, саботировать далекую от Якутии войну. Это лучшие сцены фильма и самые напряженные. А в остальном, душно от патетики. 5/10

​Наив

​Якутское кино молодое (два десятка лет), культура замкнута внутри республики, а режиссеры, как правило, самоучки. Видимо поэтому преобладают чистые жанры: комедия и мелодрама. Истории в них незамутненные цинизмом, очень наивные. Злые персонажи образцово злы, а положительные безоговорочно положительны. Как будто старая добрая голливудская классика.

Кэрэл

​КЭРЭЛ, Илья Портнягин и Валентин Макаров, 2017

Образцово простосердечная мелодрама о любви, случившейся с деревенским парнем и приезжей гламурной горожанкой. Литры, литры патоки. 4/10

ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, Степан Бурнашев, 2015

Бытовая мелодрама о якутской паре, которая эмигрировала в США, куда-то в дебри Техаса. Там не очень получается устроиться в жизни, отчего тянет обратно в Якутию. Точнее не получается у мужа, но по законам патриархата, жена должна подчиниться. 5/10

БЕГЛЫЙ, Степан Бурнашев, 2014

Завязка с холодящей жестокостью: трое беглых преступников убивают на дороге мужика и крадут его машину, а затем скрываются в охотничьем зимовье. Этого запала жесткости почему-то не хватает до конца — грубый цинизм обязан отступить. 5/10

БЕЛЫЙ ДЕНЬ, Михаил Лукачевский, 2013

На зимней дороге глохнет УАЗик с пассажирами. Проехавшая мимо машина не останавливается (а это страшный грех на северных дорогах!) и пассажиры начинают замерзать без надежды на спасение. Немотивированное насилие и истерики, карикатурность зла, снижает градус хорошего сюжета. 5/10

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *