Кино Якутии без розовых очков

Кино Якутии без розовых очков

krasnaya-dorozhka1

О Якутском кино , талантливых кинорежиссеров  Якутии, о концепции и  правительстве Якутии

О КРАСНЫХ ДОРОЖКАХ БЕЗ РОЗОВЫХ ОЧКОВ

Хорошие новости имеют обыкновение не только потрясать, вдохновлять и радовать, они могут вызывать тревогу, некоторый шок и негодование. События последней недели, связанные с успехами якутских кинематографистов, безусловно, покорили сердца многочисленных зрителей и за пределами республики, повергли в невиданную доселе эйфорию в СМИ и в социальных сетях.  Давайте снимем розовые очки. И включим режим быстрой перемотки вперед, в будущее. Так ли оно радужно?

Вы не заметили, что участниками крупных и престижных российских и международных кинофестивалей стали исключительно фильмы независимых кинорежиссеров Якутии ? «Бог Дьоhогой» Сергея Потапова, «Феррум» Прокопия Бурцева, «Его дочь» Татьяны Эверстовой, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, «Мой убийца» Костаса Марсана

Вас не пугает одиночество и незащищенность якутских кинематографистов в их собственном триумфе на красных дорожках — пройденных и предстоящих? Без благословения так называемой «Родины-матери», доброго слова и напутствия государственных мужей? Похоже в обиходе у нас в Якутии нет такого понятия, как «Red Carpet» и позиция страуса на сенсации в области кино стала стала привычной, обыденной.

Речь идет не столько о поощрениях из государственной казны, а о сколько о морально — этическом реверансе в адрес героев дня, так или иначе пиарящих свою республику, работающих на положительный имидж РС(Я).
Вас не посещала мысль о том, каково это — «жить своей жизнью» этим фильмам и их создателям? Без признания государством твоего труда и вклада в так называемую «Концепцию развития киноиндустрии РС(Я)», служащую между тем основой политики и практической деятельности исполнительных органов государственной власти РС(Якутии).

Пришло время смущаться. Если стряхнуть пыль с этого документа и вооружиться очками с диоптриями, то что мы читаем: «Участие в престижных кинофестивалях якутских кинематографистов определит положительную динамику по реализации данной Концепции, что станет существенным фактором в формировании положительного имиджа Республики Саха (Якутия) в России и на международной арене киноиндустрии.
Необходимо оказание государственной поддержки кинофестивальному движению в целях стимуляции творчества кинематографистов и преодоления культурной изоляции, для расширения культурного разнообразия и межкультурного диалога между народами, для поддержания положительного имиджа Республики Саха (Якутия)».

Бумага все стерпит, но все же можно поздравить Правительство Якутии с тем, что концепция реализуется наиболее успешно по главе IV, разделу 5 –«Фестивальное движение».И что особенно отрадно, «при создании равных условий для всех производителей фильмов независимо от формы собственности».

Только вот с Главой VI – «Ожидаемые результаты от реализации Концепции к 2020 году»- скажем прямо, ожидается провал по полной программе. Намечается изготовление до 10 проектов совместной продукции, совместных сьемок с российскими и зарубежными партнерами ежегодно.

До заветной черты осталось каких-то 3 года, у нас как говорится, и «конь не валялся». Реально в скором времени ожидается экранизация «Созвездие Марии», на начальном этапе создание национального эпика «Тыгын Дархан».
Согласно концепции к 2020 году намечается «выход до 10 фильмов в республике, на российский и международный рынок, что обеспечит окупаемость фильмов и сыграет важную роль для поддержания положительного имиджа республики как в России, так и за рубежом». Достичь таких целевых показателей до 2020 года , согласитесь, совершенно нереально. Потому как не работают схемы и технологии их достижения в виду их отсутствия, как таковых в природе. Да что там говорить, не поддерживаются даже первые ростки и побеги. Нет за ними соответствующего контроля, неустанной заботы и грамотного ухода.

Пристально всмотримся в суть событий, происходящих вокруг фильма «Мой убийца» режиссера Костаса Марсана и продюсера Марианы Скрыбыкиной. 3 ноября 2016 года картина выходит на экраны во всех кинотеатрах Росссии. Для любого региона это была бы сенсационная новость №1. Эта дата войдет в историю развития Якутской киноиндустрии, навеки впечатается во все энциклопедии, антологии и справочники о якутском кино в рубрике «Они были первыми». Российский прокат регионального фильма, впервые прорубившего стену изоляции, достоин крепких рукопожатий от государственной власти. Достоин внимания, детального изучения мастерства и опыта первопроходцев. В плане прорыва на российский прокат – В Якутии это первый и далеко нелегкий опыт, сравнимый разве что с революционерами, идущими нетореным путем.

А участие в кинофестивале Asian World Films Festival и нашумевшая претензия на премию «Золотой глобус» (Golden Globe Award) это уже приятные закономерные последствия успешности проекта «Мой убийца».
Почему претензия? Без обид. «Мой убийца» вряд ли войдет даже в лонг-лист. Технические и финансовые возможности других стран в киноиндустрии несравнимы с нашими. У нас очень малые и смешные бюджеты, сравнительно слабая техника – это сказывается на экране, на качестве. Для отечества не так явственно, но на мировом уровне картина потеряет ценность. За примером далеко ходить не надо. Даже «Курманжан Датка» два года назад — первый крупный государственный заказ за годы независимости Киргизии с бюджетом 1,5 миллиона долларов не выдержал конкуренции и не вошел в короткий список номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

А что говорить о «Моем убийце» с бюджетом в 5 миллионов рублей?

Свершийвшийся факт с признанием российских и зарубежных мэтров кино — уже победа. Помочь творческой группе фестивального фильма никогда не поздно. «Денег много не бывает» там, где нужны средства для рекламы и продвижения фильма и накануне проката, и накануне мирового показа на фестивале в Лос-Анжелесе с 25 октября по 1 ноября .
Жаль, что республика теряет огромный шанс для PR-кампании. Шансы всегда были, есть и будут. Допустим, повторить достойный опыт Кыргызстана с триумфальным шествием по красным дорожкам исторической драмы «Курманжан Датка» . Опыт, о котором мечтают кинематографисты других республик и регионов:

«Кино во многих странах поддерживается государством и крупными корпорациями. Это было хорошо видно на примере Монреальского кинофестиваля. К примеру, киргизский фильм во внеконкурсной программе представляла целая делегация с представителями министерств, дипломатами, актерами. Они проводили пресс-конференцию в национальных одеждах, публиковали статьи в монреальской прессе. В общем, киргизы пиарили свою республику. /Кинорежиссер Баир Дышенов, Бурятия/

На днях вернулись на родину из Кореи создатели фильма «Костер на ветру», вошедшего в конкурсную программу престижного международного кинофестиваля Busan Bank Award — продюсер Сардана Саввина, режиссер Дмитрий Давыдов и оператор Иван Семенов. Каким-то чудным образом, вопреки всем мыслимым и немыслимым преградам, финансовым трудностям, эти ребята оказались на красной дорожке Пусана — это уже совсем другая история! Красивая, о том, как «Вместе претворить мечту в явь».

Они были счастливы, достойно выпрямившие спину при объявлении их выхода на красную дорожку Russia ! Respublika Sakha Yakutiya!
С собой они привезли еще одну радостную новость. Фильм «Костер на ветру» попал в число пяти номинантов в престижной мировой премии Юнеско APSA – Asian Pacific Scrtttning Award (Азиатский Оскар). А теперь «Костер на ветру» едет на свою Северо-Американскую премьеру в Торонто, Канада! Поздравим команду и пожелаем стойкости в мечте!

Шествие по красным дорожкам продолжается…

Автор: Альбина Данилова

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *