ЯКУТСКОЕ КИНО: ВЗЯТЬ И СДЕЛАТЬ

ЯКУТСКОЕ КИНО: ВЗЯТЬ И СДЕЛАТЬ

Полные залы, кассовый успех, номинация на «Золотой глобус» — все это современное якутское кино сегодня. О набирающем популярность якутском кинематографе рассказывает Руслан Вакулик.

Вначале сенсация. Эта неделя принесла новость о том, что художественный фильм якутского режиссера Костаса Морсана «Мой убийца» выдвинут на получение премии «Золотой Глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». В скобках замечу, что российские фильмы много раз претендовали на получение этой престижной кинематографической награды. В их числе были как уже забытые сегодня ленты, так и те, что стали классикой – например, «Война и мир» Сергея Бондарчука. Но у якутской новости есть две особенности. Первая — фильм Костаса Морсана стал первым региональным российским фильмом, который заметили с высот киношного Олимпа, и вторая — он был выдвинут из-за океана. Инициатива подачи заявки принадлежит американскому кинофестивалю Asian World Films Festival, который через десять дней открывается в Лос Анжелесе. «Якутия – моя страсть. Фильмы – моя страсть. Поиск фильмов из малоизвестных регионов – моя страсть. С тех пор, как открыл для себя Якутию почти 10 лет назад, влюбился в народ саха и вашу республику. Однако тогда я не представлял, что здесь еще и настолько потрясающий кинематограф. Меня поразило, что из всех регионов России именно ваш регион является одним из лидеров в киноиндустрии», — сказал по этому поводу программный директор AWFF Джордж Шамшум.

«Золотой глобус» (Golden Globe Award), на который претендует фильм из Якутии в номинации «Лучший иностранный фильм» — американская премия, присуждаемая Голливудской ассоциацией иностранной прессы с 1944 года за кинофильмы и телевизионные картины. «Золотой глобус» вручается каждый год в январе по результатам голосования коллегии международных журналистов, проживающих в основном в Голливуде, и занимает по популярности второе место после «Оскара».

Казалось бы, высоковатая планка для региональной ленты — но фильм «Мой убийца» в этом году уже стал обладателем Гран-при IV Якутского международного кинофестиваля, успешно показывался на последнем ММКФ и в итоге попал в основной конкурс II Всемирного азиатского кинофестиваля, за программой которого внимательно следят отборщики разных престижных кинопремий. 3 ноября картина выходит в российский прокат.

«Мой убийца»

Сюжет: Якутия, наши дни. Оперативник по имени Дьюлус расследует жестокое убийство молодой девушки. Один из трех подозреваемых — любовник погибшей, который уже однажды отсидел, берёт вину на себя, хотя не помнит, как совершил преступление. Вроде бы и дело закрыто, но Дьюлус замечает нестыковки в показаниях. Несмотря на запрет начальства, главный герой решает продолжить расследование и подробнее разобраться в том, что произошло. Тут-то всё и начинается.

Жанр фильма – остросюжетный детектив. Сценарий написан по книге якутского писателя Егора Неймохова «Случай на озере Сайсары». Эта книга вышла ещё советское время, но сюжет и действие перенесены в современную Якутию. В региональный прокат фильм вышел под названием «Сайсары куолгэ» («У озера Сайсары») в феврале 2016 года, и собрал за пять недель  4,5 миллиона рублей, несмотря на то, что шел параллельно с американским «Дедпулом». Бюджет картины составил около пяти миллионов рублей, из них 700 тысяч были выделены региональным Министерством культуры Республики Саха (Якутия), остальные средства были получены путём внедрения продакт-плейсмента, или скрытой рекламы. Проект стал самым дорогим независимым фильм в истории республики, но на сегодня уже вышел в прибыль.

Как дела, сосед?

Несмотря на то, что фильмы у наших соседей снимаются уже лет двадцать, и бывали периоды, когда регион принимал по двадцать премьер в год, российские кинокритики до определённого момента  в упор его не замечали – может, не интересовались, а может, не воспринимали всерьёз.  Но пока хочу сказать о другом, о личных впечатлениях.

Помню, как пару лет назад я вышел в холл гостиницы «Полярная звезда» и увидел плазменный экран, на котором шла реклама какого-то фильма на якутском языке. Я спросил у коллеги, что это. Мне объяснили, что это новый фильм местного режиссёра, который скоро выходит в региональный прокат. Называется «Беглый». Он про то, как лютой зимой три зэка сбежали из колонии, но застряли в глухой тайге. Надо бы сходить, решил я, премьера послезавтра. Пока мы с коллегой добирались до места назначения, я узнал много новых для себя вещей.

Оказывается, у наших соседей по Дальневосточному федеральному округу уже лет двадцать без особой шумихи развивается собственная киноиндустрия, и местные фильмы зачастую собирают в местном прокате больше, чем голливудские блокбастеры. Фильмов снимается масса, они разные – от масштабных исторических полотен типа «Тайна Чингис Хаана», до малобюджетных ужастиков, основанных на местных сказаниях и поверьях. Есть фильмы-биографии местных поп-звёзд, есть документалки о том, как правильно и без проблем перегнать автомобиль из Владивостока в Якутск, есть любовные мелодрамы, свои телесериалы, триллеры и детективы и очень, очень много комедий. Знаете, есть такой жанр про деревенского простачка или вечная история о том, как городской продвинутый студент приезжает к своим родственникам в глухой улус. Некоторые ленты снимаются за копейки, и это заметно по картинке, но всё равно зритель на них идёт, потому что они – местные, сняты на понятном и знакомом материале и чаще всего на якутском языке. Все эти фильмы идут в прокате, а некоторые – прямо сейчас, можно зайти вечером в «Центральный», или «Лену», есть желание?

Одна неделя

Смотрите, какая получается история. Мы постоянно говорим о развитии территорий, о создании бренда Владивостока, о привлечении инвестиций. Проводим экономические форумы, работает целое министерство – и результаты есть, никто не спорит, но давайте посмотрим вверх по карте. Наши соседи буквально на коленке нарисовали красивую картинку только про одно кино. Это модно! Вся Россия сейчас об этом пишет — уже составлены рейтинги лучших якутских фильмов за всю историю, регулярно выходят развёрнутые интервью с режиссёрами и актёрами, модные порталы ваяют монументальные лонгриды о том, откуда всё пошло и как оно там происходит, а некоторые даже пишут пророчества о скором конце якутского кинобума.

Что мы видим по факту? Любительское кино из северного региона не на словах, а на деле стало мощным региональным брендом – таким, как золото, алмазы Якутии или река Лена. Создаются рабочие места, собирается касса, и заполнен внутренний кинорынок даже при отсутствии большого количества новых российских фильмов. Всё это тем более удивительно, если учесть, что население всей огромной Якутии составляет всего около миллиона человек, а в городе Якутске людей  живёт, примерно как в нашем Уссурийске.

И здесь нужно отдельно отметить, что вся эта красивая история была бы невозможна без работы нескольких поколений якутских деятелей искусства и культуры вообще и руководства Республики Саха в частности. Местное Министерство культуры уделяет кинопроцессу беспрецедентное внимание, это неоспоримый факт – выделяют какие-то небольшие, но деньги, поддерживают киношников административным ресурсом, они организовали и проводят уже четвёртый год прекрасный Якутский международный кинофестиваль, на котором мне повезло побывать в прошлом году. Вот факты. Посмотрите на достижения якутских деятелей культуры только за прошедшую неделю:

  • Победа Театра коренных малочисленных народов Севера в Международном фестивале в Южной Корее — первое место среди 100 коллективов со всего мира.
  • Второе место и приз зрительских симпатий Государственного академического русского драматического театра имени Пушкина на театральном фестивале в Сочи.
  • Участие фильма независимых кинематографистов «Костер на ветру» в Международном кинофестивале класса «А» в Пусане – это случилось впервые в истории якутского кино.
  • Евразийские гастроли Саха театра — полуторамесячное турне по Кыргызстану, Казахстану, Татарстану, Башкортостану и Москве.
  • Европейские гастроли Театра оперы и балета — Белоруссия, Литва, Санкт-Петербург.
  • Российская премьера спектакля «Оборотень» якутского режиссёра Сергея Потапова на фестивале в Санкт-Петербурге.
  • Американские гастроли Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии».
  • Гастроли учеников Высшей школы музыки Якутии (дети обучаются и живут в «музыкальной деревне» с 5 лет) в Южной Корее.
  • Мастер-косторез Михаил Слепцов стал обладателем Гран-при VI Всероссийского фестиваля «Косторезное искусство народов России».

И это – новости одной недели. Впечатляет? Меня да.

Голливуд на Русском

Поймите правильно – приведённый выше перечень  это не пиар властей соседнего региона, а искреннее удивление количеством и качеством работы, которую делают на Севере. Потому что мы действительно мало знаем о том, как идут дела у наших соседей. И не только в Республике Саха – но и на Сахалине, на Камчатке, в Хабаровском крае, в Магадане. И нам нужно знать ещё больше — чтобы соотносить реалии, чтобы лучше понимать то, что происходит у нас самих здесь, в Приморье.  Ведь несколько раз проходили громкие заявления, что в крае наконец-то появится своя киностудия – в последний раз её обещали презентовать на фестивале «Меридианы Тихого» осенью этого года.  Говорили о создании киношколы, о центре проката оборудования для приезжающих киногрупп. Говорили даже о создании целой кинематографической зоны со съёмочными павильонами на острове Русском, нашем аналоге Голливуда. Насколько я знаю, какая-то работа в этом направлении ведётся. Но какими темпами? Наверное, умеренными.

А пока мы не спеша строим большие кинематографические планы, в Якутске прямо сейчас отмечает своё десятилетие творческое объединение DetSat – авторы большинства тамошних комедий. К юбилею приурочена премьера новой кинокомедии «Гектар» – она выходит на экраны 13 октября, и была снята летом 2016 года. Это уже седьмой по счёту фильм, который вышел в якутский прокат в этом году. Имеет ли отношение «Гектар» к дальневосточному гектару – да, имеет.  Это особенность якутских киношников  — они плотно мониторят все горячие местные темы: обсуждения на городских форумах, шоу-бизнес, уличную моду, решения правительства, криминальную хронику, сплетни в группах WhatsApp. Всё это берётся в работу, потому что интересно местному зрителю. И если выстрелит, то даст новому фильму кассу. И пока мы ломаем копья в обсуждениях закона о дальневосточном гектаре, эту же самую проблематику с ходу берут в оборот якутские энтузиасты и говорят о ней с людьми на языке кино. Поэтому вот он, секрет успеха, на виду лежит. Можно долго совещаться, а можно взять и сделать фильм. Что и происходит.

Автор: Руслан Вакулик

Источник:  ПримаМедиа

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *