«Кытыл»: кино для того, чтобы ходить в кино

«Кытыл»: кино для того, чтобы ходить в кино


Фильм для души и о душах. 24 мая в Саха театре состоялся пресс-показ премьеры нового якутского фильма «Кытыл». Премьера намечена на 9 июня.

Идея фильма — попытка разобраться в градации феномена духовности. Наша реальность выстроена авторами фильма на «островке грез», фоном которого становится живописная гряда Ленских скалистых берегов, отсылающая и к эпическому контексту последующего сказания, так и привязывающая зрителя к символическому берегу прекрасного, от которого люди удалены рекой, — рекой небытия. Символическое начало и конец кинофильма об этом подсказывают.

«Берег» — это микрокосм современного социума, выстроенный в антураже небольшого якутского поселения и преломленный в сознании городского наблюдателя, покинувшего когда-то свою деревню. В гранях жизнедеятельности села переплелись «милые картинки» сельской идиллии с ее природой, простотой, наивностью и локальными страстями. Социальный призыв фильма читается сюжетом, отсылающим нас к ностальгии горожанина, покинувшего малую родину в поисках счастья, но еще помнящего свои корни. Счастье Эрхана (Руслан Тараховский) «лежало под его ногами» уже в детстве, но нужно было это осознать, пройдя инфернальный круг жизни «в городе», последним препятствием в котором к лону родного дома служит жесткий антипод Макар (Дьулустан Софронов). Здесь и вяжется основной конфликт, вокруг которого выстраиваются сюжеты и люди со своими желаниями стремится к житейскому счастью. Чем-то идеален, но не до конца «сатана» Макар. Светлые силы за Эрханом. Чья возьмет? На этот вопрос нам и даст ответ фильм.

Фильм станет подарком как для наших селян, так и для тех из них, кто проживает сейчас в городе.

Произведение искусства должно дарить надежду и, фильм дарит ее, обращаясь к ценностям самоорганизации и собственной ответственности людей за порядок течения своей жизни. Форма как организующее начало нормальной человеческой жизни один из важных полюсов фильма. Она может структурироваться по-разному теми, у кого духовность либо хорошо структурирована ритуалом, но без корней, либо теми, у кого нет ритуала, но есть корни. Пустая форма, преобладающая в каждом якутском селе не терпит пустоты. Она заполняется в любом случае, если есть течение жизни. Структурирующий кинофильм конфликт именно в этой борьбе подходов.

Выручает жителей деревни занятие искусством, приобщение к нему, что не есть лишь совет авторов кино и предложение нам на будущее. Это и констатация того, что происходит сейчас с нами в национальной республике. Национальное не растрачивается и продолжает жить без ритуалов традиционной аграрной эпохи, если мы успеваем это вовлечь в какое-либо современное искусство. Лишь оно сегодня продолжает хранить и формировать новые «ритуалы», в том числе «хождения в кино», для того, чтобы родное начало культуры продолжало жить в народе.

Режиссер-постановщик фильма «Кытыл» — Руслан Тараховский, оператор-постановщик — Джуур Березкин, продюсеры Алибек Молоров, Мария Турантаева, в ролях: Руслан Тараховский, Елена Маркова, Дьулустан Софронов, Ирина Михайлова, Дмитрий Татаринов, Михаил Семенов, Ильяна Павлова, Геннадий Турантаев, Татьяна Легантьева, Петр Березкин и жители поселков Тит-Ары и Тумул Хангаласского улуса.

Премьера фильма с 9 июня во всех кинотеатрах республики.

Автор: Алексей Пудов

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.