Экстремальная документалистика Сардааны Барабановой

Экстремальная документалистика Сардааны Барабановой

с.барабанова

Горная деревушка, куда не ведет ни одна дорога, кочевье оленных людей Анабара, наслег, хранящий тайну могилы Василия Манчаары, – это жизнь обычных селян, запечатленных журналистом и режиссером Сардааной Барабановой. Накануне Дня печати мы беседуем с нашей гостьей о том, бывают ли бывшие журналисты, почему так мало востребована документалистика и нужно ли показывать жизнь такой, какая она есть.

«Остаюсь пишущим журналистом»
— Сардаана, с Днем печати, нашим профессиональным праздником! Правда, не знаю, к кому тебя сейчас относить: к пишущей братии или все же снимающей, вещающей…
— И тебя с нашим праздником! Я остаюсь пишущим журналистом и ни в коем случае не считаю себя телевизионщиком, потому что там совсем другая специфика, мне кажется, довольно сложная. Я один раз в студенчестве проходила практику в новостном отделе НВК и поняла, что это не мое. А то, чем сейчас занимаюсь, — скорее, документальное кино, где я пробую себя в качестве продюсера, режиссера, иногда оператора.
— Ты работала в самых разных медийных направлениях: корреспондентом в газетах, репортером, фотографом, журналистом интернет-сайтов. А сейчас ушла в документалистику. Почему?
— За все время, пока я работала в СМИ, не ощущала себя журналистом в полном смысле этого слова. Для меня профессия ассоциируется, например, с Леонидом Парфеновым. На мой взгляд, эта страсть докопаться до истины как раз то, к чему должны стремиться все те, кто идет в эту профессию. К сожалению, в последнее время аналитической журналистики становится все меньше. Об этом нам еще лет десять назад твердила Тамара Сергеевна Шамшурина, в конце 80-х и начале 90-х годов возглавлявшая газету «Молодежь Якутии» и сделавшая ее одним из ярких явлений в истории печати республики. После окончания университета я попала под крыло известных «молодежкинцев» — Олега Сидорова, Инны Феоктистовой, Ивана Николаева. А под руководством Тамары Сергеевны работала уже в начале 2000-х в портале SakhaNews, тогда это была первая в Якутии интернет-газета. Я благодарна этим профессионалам своего дела, щедро делившимся со мной опытом, помогавшим раскрываться, становиться журналистом. И чем бы я ни занималась сегодня, не перестаю быть им — это основа.
— Бывших журналистов не бывает?
— Так и есть. Тем более в моем случае. Ведь документальное кино близко журналистике. Здесь ничего нельзя выдумать. И для журналиста правило номер один – не быть предвзятым и раскрывать тему с разных точек зрения.

Неприбыльная документалистика
— Главная тема документального цикла «Дети Солнца» — якутская глубинка. Почему в центре твоего внимания обычные сельские жители, а, к примеру, не знаменитости?
— Я сама родилась и выросла в деревне. Когда-то меня тянуло в большие города, другие страны, но со временем это ушло. Появилось другое желание – путешествовать по Якутии. Быть ближе к природе, тишине, к простым истинам. Это как познать себя. А что в городе? Одна суета. Живя здесь, иногда забываешь и на небо взглянуть, нет времени остановиться, подумать, да и вообще голова бывает забита большим объемом ненужной, бессмысленной информации. Приезжаешь в деревню – там совсем другая жизнь, другое течение времени, другие люди. Это интересно для меня. И хочется об этом рассказать. А знаменитости – о них не говорит только ленивый.
— Как думаешь, востребована ли сегодня документалистика и можно ли на ней заработать?
— Если художественное кино более или менее может зарабатывать, то документальное нет. Изначально даже не ставится такая цель – получение прибыли. Конечно, каждый, кто делает определенную работу, должен получать заработную плату. В нашем случае мы оплачиваем услуги режиссерам, операторам, монтажерам. Но рассчитывать на какую-то прибыль в документальном кино – безнадежное мероприятие.
— Одна из проблем современной якутской журналистики, на мой взгляд, в том, что мы варимся в собственном соку, не имея возможности куда-то выехать. Причем по весьма тривиальной причине – дорогой проезд. А откуда у вашей съемочной группы средства на поездку?
— К сожалению, да, мало какие издания могут позволить себе командировки по районам. И даже коллеги из государственных СМИ. Но я не думаю, что так ощутим недостаток в материалах из улусов, наслегов. Имею в виду журналистские. Их достаточно. А вот тех, кто делает большие материалы о быте, культуре, традициях на селе – единицы. Мы работаем именно в этом направлении, поэтому многие наши фильмы носят этнографический характер. Что касается средств на поездки, производство фильмов, все делается в сотрудничестве с администрациями улусов и наслегов. К тому же с мая прошлого года мы зарегистрировали общественную организацию «Дети Солнца» и будем активно участвовать в грантах и конкурсах.

Жизнь села как она есть
— Как говорится, было бы желание, а поехать всегда можно…
— Конечно. Но я бы не назвала наши поездки по Якутии беззаботным путешествием. Это тяжелый труд. Не всякий выдержит огромные расстояния, суровые климатические условия, быт. Нам с оператором, например, приходилось в пятидесятиградусный мороз под открытым небом проехать 150 км на «Буране», жить с оленеводами в тундре, застрять там на несколько суток из-за непогоды, на маленькой лодке плыть по бурлящей реке – это на самом деле экстремально и опасно. На Севере да и вообще в Якутии властелин всего – природа. Человек там – травинка в тундре, пылинка в тайге.
— Что тебя не перестает удивлять в поездках?
— Красота и мощь природы, люди. Я все время удивляюсь, что в деревнях живут настолько увлеченные своим делом, кого мы там только не встретили: швей, кузнецов, коллекционеров, целителей, фермеров, собаковода… И наши фильмы о них, простых сельских жителях с их умением жить в единстве с природой.
— Я посмотрела все фильмы цикла «Дети Солнца», трейлер «Хранители тундры», и знаешь, несмотря на описываемые трудности быта, сложилось ощущение, что в селах полная идиллия и единение с природой, проблем никаких нет…
— Проблем много, как и везде. Но мы не ездим именно в поисках этих проблем, у нас совсем другие цели. Больше этнографические, как я уже говорила, рассказать о быте, традициях, культуре, людях. Но и сказать, что мы стоим в стороне от проблем, нельзя. Например, в первом фильме «Себян» мы показали, как там некачественно построили школу, в другом фильме «Хаптагай» — жители рассказывали, как рубят их леса и сметают с лица земли пастбища, чтобы построить железную дорогу и автодороги. Люди говорят о наболевшем: как трудно сейчас заниматься своим делом, об отсутствии дорог, дорогих ценах, об утере родного языка… Но при всем этом всегда побеждают желание жить и творить и надежда, что завтра будет лучше, чем вчера.
— Планов у вас, думается, громадье?
— Идей много, иногда даже голова от них болит. В этом году работы нам хватит. Будем продолжать цикл «Дети Солнца» о наслегах Якутии. С фильма об Анабарском улусе открыли новый цикл «Хранители тундры» — о якутской Арктике. В течение года запланированы съемки исторического фильма в Таттинском улусе. Также начинаем работу над фильмом о народах Якутии: семь режиссеров-документалистов расскажут о жизни семи народов, населяющих нашу республику. Кроме того, совместно с добровольческим проектом «Надежда на будущее» приступаем к съемкам социального фильма о людях и их семьях, которые столкнулись с тяжелыми последствиями почечных заболеваний.
С каждым фильмом мы набираемся опыта, стремимся делать качественное кино. В этом году постараемся больше участвовать в фестивалях, это дает отличный стимул для работы и творческого роста. Например, в 2014 году на международном фестивале «Арктика» мы выиграли в специальной номинации «Легенды Арктики» как лучший документальный фильм о жизни людей в условиях Крайнего Севера. Надеемся, что у нас еще будут достижения.

Ирина МАРТЫНОВА

www.gazetayakutia.ru

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.