Памяти Иннокентия Аммосова…

3

ЗНАКОМСТВО, ПРОВИДЕНИЕ, ИДЕЯ

Мы познакомились с Иннокентием Аммосовым в конце 2012 года, когда вместе с Сарданой Саввиной вдруг заявились к нему в кабинет. Пришли знакомиться! Идея витала в воздухе и звучала примерно так: «С якутским кино определенно надо что-то делать!» Что именно, мы с Сарданой еще не знали, поэтому решили начать со знакомства с председателем Союза кинематографистов РС (Я). О встрече договорился молодой режиссер Миша Лукачевский, а в качестве предлога повели к председателю нашу французскую коллегу Эмили Май, с которой я работала на съемках фильма Кристофа Була «Кочевое детство» в Момском районе. Съемки были закончены, и Эмили перед отъездом устраивала многочисленные деловые встречи. Вот и решили всё совместить. Хотя на самом деле, мы с Сарданой просто постеснялись заговорить с председателем Союза о судьбе якутского кино от своего имени. Нас тогда никто не знал, и официально мы были никем. Первый же вопрос: «А вы собственно кто и что вам надо?» мог поставить нас в тупик и заставить с позором удалиться.

Как обычно бывает в таких ситуациях, нас спасло провидение! А точнее телефонный звонок…

Только я собиралась выйти из дома и пойти на эту встречу, как мне позвонил Александр Скрипин, владелец ресторанного холдинга, и предложил показывать якутские фильмы в его новом заведении Wok cafe. Вот она – сформулированная идея! В кабинете Союза озвучили эту идею и тут же получили полную поддержку со стороны Иннокентия Аммосова. Мы быстро накидали план показов, он сделал пару звонков и всё – родился наш Киноклуб!

 

ОТКРЫТИЕ КИНОКЛУБА

Открытие Киноклуба состоялось 20 декабря 2012 года, в 19:00, в Wok cafe на первом этаже. Четверг. Показывали два короткометражных фильма: «Дойду» Сергея Потапова и «Утум/Биттэнии» Прокопия Ноговицына и Михаила Лукачевского.

Пришло много народу – большая половина из сферы кино. Кроме нас с Сарданой были: Иннокентий Аммосов, владелец кафе Александр Скрипин, режиссер театра и кино Сергей Потапов, писатель Айсен Дойду, звукорежиссер Иннокентий Сивцев, кинооператор Семен Аманатов, кинорежиссер учитель и краевед Прокопий Ноговицын, кинорежиссер Михаил Лукачевский, продюсер Марианна Скрыбыкина, сценарист Гела Красильникова, художник Сергей Слепцов, специалист по компьютерной графике и на тот момент еще будущий режиссер Евгений Осипов, блоггеры Болот Бочкарев, Егор Карпов, супруги и, в последующем постоянные резиденты киноклуба, Алексей и Надежда Васильевы, моя соратница по различным модным ивентам, автор проекта «Красная комната» Аина Ефимова, преподаватель анимационного кружка Петр Николаев, будущие звезды кино, студенты Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) Гаврил Менкяров, Жанна Ксенофонтова, Ньургуйаана Маркова, Айталина Лавернова и многие другие.

 

Атмосфера была какой-то радостно-суетливой. После просмотра каждого фильма шло обсуждение вместе со съемочной командой.

Иннокентий Аммосов торжественно вручил Сергею Потапову членскую книжку Союза кинематографистов.

В тот вечер было сказано много речей о важных вещах:

о том, что в кино тоже может быть поэзия,

о том, что сознание народа еще спит и скоро пробудится,

о том, как важно быть легким на подъем и делать кино не ради денег, а ради искусства,

о том, что якутское кино развивается и что скоро, совсем скоро…

В воздухе витала Надежда…

 

КИНОШКОЛА

После того как затея с Киноклубом удалась на славу, мы с Кешей решили пойти дальше и организовать разовые лекции Киношколы. Идея была такова: «Надо не только пропагандировать якутское кино, но и повышать его качество». Многие из якутских киношников – любители-самоучки. Поэтому было бы неплохо организовать занятия по обмену опытом с более квалифицированными товарищами по цеху и восполнить пробелы в знаниях, думали мы.

Мы сидели в кабинете Кеши и мечтали!

«Так, записывай!» — азартно сказал мне Кеша, привычным жестом тыкнув в блокнот. «Сначала должны быть занятия по сценарию. Лектор… Хм…»

Он поспешно набирает чей-то номер: «Алло! Мы тут хотим курсы организовать…Киношкола… Прочти лекцию по сценарию, ладно?»

«Записывай! Лектор Семен Ермолаев – Сиэн Өкөр»

И так мы расписали целый курс! Безграничный полет фантазии время от времени нарушало недовольное шикание пожилой секретарши: «Можно потише?! Тут люди вообще-то работают!»

Нашим амбициозным планам не суждено было осуществиться до конца. Провели всего три занятия: по сценарию, режиссуре и операторскому мастерству. Потом стало как-то некогда из-за съемок, да и возникли некоторые организационные сложности.

Поначалу мы наивно полагали, что нам разрешат базироваться в Сахафильме. И даже первое занятие прошло в кинозале Сахафильма. Но очень скоро я узнала, что Кеша находится в глубокой оппозиции с руководством киностудии, и занятиям Киношколы пришлось переместиться в гостеприимный Wok cafe.

«Он всё делает назло!» — в сердцах говорил Кеша про директора Сахафильма Степана Сивцева — Доллу, и лицо его мрачнело при одной мысли о нем…

 

СЪЕМКИ

Мне довелось поработать с Кешей на съемках совсем недолго. Когда мы снимали х/ф «Айыы Уола», наш оператор-постановщик Семен Аманатов был вынужден уехать на некоторое время на другие съемки, которые были спланированы еще давно. На несколько съемочных дней его заменил Кеша Аммосов, который в это время лежал в больнице.

Вроде говорили, что он после операции. Кеша особо вида не подавал, только соблюдал диету, ел сухари и не поднимал тяжелое – по крайней мере, я старалась за этим проследить.

Первый же день съемок с Кешей Аммосовым начисто сбил нас с толку! Я с ассистентами оператора привыкли работать с Аманатовым – это была привычная нам строгая система. А тут, вдруг, от оператора-постановщика стали исходить совершенно непонятные и непривычные нам команды! Он называл оборудование другими терминами-синонимами, и вообще, у него был другой стиль работы!

Он мимоходом бросал взгляд на наши раскадровки и начинал ставить сцену по своему, отдавая предпочтение сложным долгим планам, с переходом героев из дальнего плана на передний, и наоборот. Такие сцены приходилось очень долго готовить, репетировать по фокусу. Но зато, когда дубль наконец-то удавался, вся сцена бывала отснятой, тогда как по старой раскадровке было предусмотрено еще несколько кадров.

На съемках он внешне был очень расслабленным: стоял, разговаривал, шутил, время от времени поглядывал в глазок прибора по измерению температуры света, между делом давал короткие команды ассистентам. Затем, совершенно внезапно, объявлял готовность к съемкам и, не дожидаясь команды режиссера, включал камеру и кричал: “Поторопитесь! Камера есть!”

Иногда он сам начинал ставить мизансцену актерам, что вызывало у режиссера Эдуарда Новикова выражение тихого ужаса на лице. Тогда мне приходилось останавливать творческий пыл Кеши и объяснять исходный замысел этой сцены. На что Кеша оправдывался тем, что еще не успел прочитать сценарий и неудобно приходить в проект с середины.

К концу съемок мы все же привыкли к стилю работы друг друга, и во время торжественной речи, когда отмечали завершение съемок к/ф «Айыы Уола», Кеша сказал, что за последние лет десять это была лучшая съемочная команда, в которой он работал. Еще он говорил о том, что с возрастом стал ценить такие моменты, проведенные на съемках…

 

ОПЕРАЦИЯ

К концу года Кеша стал готовиться к плановой операции по пересадке печени в Москве. Но подготовка была своеобразной. Сардана Саввина как-то сказала: «Он ведет себя как Данко!»

Кеша написал открытое письмо Президенту Республики.

Президенту

Республики Саха (Якутия)

Е.А.БОРИСОВУ

Уважаемый Егор Афанасьевич!

Якутское республиканское отделение Союза кинематографистов России и Республиканская общественная организация ветеранов кинематографии РС(Я) благодарят Вас за поддержку и заинтересованность в развитии кинематографии в Якутии. Сегодня в век информационных технологий аудиовизуальное творчество как важное составляющее духовной сферы современного мира приобретает первостепенную актуальность.

В связи с выполнением Вашего Указа от 9 августа 2013 года и разработкой Плана реализации Концепции «Развития киноиндустрии до 2020 года» кинематограф Якутии ожидают серьезные преобразования, в связи с этим мы, кинематографисты республики, для эффективного развития киноотрасли предлагаем следующее:

— во-первых, серьезная модернизация и реорганизация требуется головному производящему предприятию – АУ РС(Я) «Государственная национальная компания «Сахафильм». По Концепции предполагается превратить «Сахафильм» в современный киносъемочный комплекс, представляющий весь спектр услуг кинопроизводства, аренды съемочной и осветительной техники. Это создаст условия для развития кинематографии всей республики, так как все малые студии получат возможность пользоваться современным оборудованием и самореализоваться творчески. Для этого необходимо разработать проект модернизации кинокомпании.

— во-вторых, обязательно требуется сменить руководителя и назначить из числа профессиональных кинематографистов. Это принципиальная позиция кинематографистов Якутии, так как за период руководства С.Н. Сивцева о его профессиональном несоответствии указывали коллегия Комитета по кинематографии от ноября 2000 года, разные поколения кинематографистов: творческий состав кинокомпании во главе с художественным руководителем А.Романовым с 1999 по 2005 гг, с художественным руководителем И.Аммосовым с 2010 по 2012 гг., о чем свидетельствуют неоднократные письменные обращения кинематографистов в адрес Правительства и Президента РС(Я).

За период его работы наблюдается большой отток творческих кадров, затормозилось развитие и становление кинокомпании, из-за авторитарного и дилетантского стиля руководства возникают конфликтные ситуации с коллективом кинокомпании.

Якутское региональное отделение Союза кинематографистов РФ,

Республиканская общественная организация ветеранов кино,

творческий состав «Сахафильма»

 

Также он дал интервью для интернет ресурса news.ykt.ru

Иннокентий Аммосов, оператор, председатель союза кинематографистов РС (Я):

— Это продолжается с 1998 года со дня назначения Степана Сивцева директором «Сахафильма». Мы недовольны стилем его управления. В 2000 году, еще до нас, эту борьбу начал Алексей Романов, сколько писали, жаловались, в итоге ему самому пришлось уйти. Посмотрите на работы Сивцева, сами все поймете. У нас есть талантливые режиссеры, операторы, пусть они снимают, те кто умеют и хотят это делать. Вот, к примеру, недавно он снял фильм о Ходулове, это, конечно, субъективное мнение, но я поражаюсь, как так бездарно можно было показать такую личность. Кроме того, он приглашает частников, дает им оборудование и позиционирует себя как продюсер, ничего не делая и получая гонорары. Сегодня в Якутии мощный подъем кинематографии, работать хочется, это время нельзя терять.

 

Узнав об этом, я позвонила Кеше, спросила, не нужна ли моя помощь для привлечения общественного резонанса.

Резонанс был. Ответа от президента – нет.

Вышли все сроки, но хоть какой-нибудь внятной позиции по данному вопросу так и не дождались. То Доллу в отпуске – не могут отозвать, то он на больничном… Снова сработала проверенная схема чиновничьего ватокатства…

Позже, перед самым отъездом, мы встречались с Кешей в его кабинете.

«Все равно из нас двоих здесь останется только один: либо я, либо он!» — сказал мне Кеша, имея в виду, что Доллу должен уйти из Сахафильма, либо уйдет он.

Мы еще немного поговорили о том, о сем. Я предлагала создать Ассоциацию кинооператоров, найти деньги и закупить съемочное оборудование для независимых киношников. Тогда этот замкнутый круг зависимости всех и вся от одного единственного человека разорвется! На что Кеша, блеснув глазами, улыбнулся и тихо сказал: «Давай, когда я вернусь…»

 

НУЖНА ПОМОЩЬ!

Не помню, кто именно мне сообщил, но пришла весть, что Кеше срочно требуется крупная сумма денег на лечение. Как оказалось, сама операция была бесплатной, но вот за дорогостоящий препарат необходимый для операции, нужно было заплатить.

696 000,00 рублей

Такова была сумма, которую было необходимо собрать.

Поскольку мне уже приходилось до этого не раз участвовать в различных благотворительных акциях, мне эта процедура была знакома. Поэтому я взялась координировать процесс сбора средств.

Для начала надо было составить предельно понятный, максимально информативный текст: Кому? Сколько? На что? Как?

Для этого пришлось звонить в Москву супруге Кеши. Так я познакомилась с Алдоной Аммосовой.

Диагноз звучал так:

HDV-цирроз печени, класс по Чайлд-Пью, портальная гипертензия, ВРВП 3-й степени, хроническая печеночная недостаточность, спленомегалия, вторичная цитопения.

Деньги требовались на покупку препарата Неогепатект (Neohepatect).

Справка из интернета:

Неогепатект (Neohepatect)

Для профилактики инфицирования трансплантата печени у HBsAg-положительного реципиента — в/в вводят во время операции после удаления печени и до трансплантации новой печени 10000 МЕ (200 мл) Неогепатекта. После операции препарат вводят не менее 7 дней ежедневно в дозе 2000 МЕ (40 мл). При длительной терапии в сыворотке крови должен поддерживаться уровень минимум 100 МЕ/л (ежемесячный контроль). Длительность терапии должна составлять минимально 6 мес.

 

Весть о том, что Кеше Аммосову требуется помощь, быстро распространилась по интернету, ТВ и газетам.

Благодаря Киноклубу, который продолжал еженедельно работать все это время, меня уже все знали в киношной среде.

Все получилось стихийно и нарастало как снежный ком. Деньги и предложения помочь шли отовсюду. Благодаря этим хлопотам я познакомилась со многими замечательными людьми. На моих глазах происходило чудо!

До недавнего времени я слышала утверждение, что киношники – народ крайне разрозненный, что каждый сам за себя, и объединить всех никогда не получится.

То же самое подтверждал Кеша, когда сокрушался, что из молодых его никто не поддерживает в борьбе против Доллу.

И тут, вдруг, я увидела, какими мы можем быть! Какие мы есть! Единые, сплоченные, все как один ринулись на помощь другу! Актеры и киношники, профессионалы и любители, кинотеатры и министерства, коллеги и ученики – все были едины в тот момент. И тогда я поняла для себя одну вещь: Нельзя сплотить людей на борьбу против чего-то! Но можно сплотить людей на борьбу во имя чего-то! Во имя чего-то хорошего, ради чего действительно стоит бороться.

Нужную сумму собрали. Операция прошла успешно. Оставалось только ждать…

 

ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ ВЕСНЫ

Период реабилитация стал затягиваться. Ночные беседы с Кешей в ватсап группе Киноклуба стали нормой. Даже придумали термин: «Түүҥҥү харахтар». Особенно активизировался по ночам Толя Кириллин. Читать их веселые шутки и желать Кеше скорейшего выздоровления и возвращения домой вошло в привычку для членов группы. Планы на будущее нередко начинались со слов «Когда Кеша вернется…»

А тем временем, противостояние с Доллу набирало новые обороты. Как выяснилось, директор Сахафильма подал в суд на своих подчиненных Тамару Осипову и Иннокентия Аммосова за клевету и оскорбление чести, достоинства и деловой репутации за то самое интервью news.ykt.ru.

Начались продолжительные судебные тяжбы. Поскольку Кеша физически не мог явиться по повестке, отвечать перед судом пришлось Тамаре Осиповой. Адвокатом была проделана огромная работа по сбору информации для выстроения защиты обвиняемой. По сути, судебное разбирательство свелось к тому, что действительно ли Сивцев С.Н. –Доллу такой плохой руководитель, как утверждает гражданка Осипова в своем интервью или нет.

Тамара Осипова победила в суде. Трижды (с учетом апелляций Доллу).

 

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК

Это почувствовали все, когда из Москвы перестали поступать новости. Началось беспокойство. «Когда вы общались в последний раз?» «Все нормально?» «Почему не отвечают на сообщения?»

Опасения подтвердились, когда ребята навестили Кешу в больнице. «Я чуть не заплакал…» — написал Миша Лукачевский.

«Неужели все так плохо?» — думали мы…

Состояние Кеши внезапно ухудшилось. Он перестал ходить. Мало ел. Плохо спал. Стал худеть на глазах жены.

Наши ночные переписки с Алдоной превратились в некий священный ритуал, словно молитва, посылаемая в космос. Мы говорили друг другу слова поддержки и изо всех сил верили, что всё будет хорошо.

8 мая Кеше стало чуть получше. Он поговорил с некоторыми по телефону, а мы отправляли ему по ватсапу наши фотографии. А на следующий день его не стало…

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Многочисленные похоронные ритуалы видимо призваны отвлечь близких от тяжелых мыслей. Все сосредоточенно бегали в хлопотах. Снова собирали деньги. Собирали фотографии, видео. Давали интервью. Составляли список на дежурство в доме. Договаривались насчет гражданской панихиды, оркестра, машин и самолета.

Когда Кеша вернулся, я плакала. Все плакали. И в этом тоже было некое единство. Он многому нас научил.

И прежде всего, он научил СТРАСТНО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ…

«А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!»

p.s. Готовится к выпуску книга посвященная Кеше Аммосову.

Друзья, отправляйте свои воспоминания на электронную почту pfeikd@mail.ru

Это срочно

Любовь Борисова

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.