Якутия в кинематографе: от быта оленеводов до строительства магистральных газопроводов

Якутия в кинематографе: от быта оленеводов до строительства магистральных газопроводов

Кинорежиссеры активно использовали якутскую тему как в документальном, так и в художественном кино

Якутия не раз становилась объектом внимания деятелей от кинематографа. В начале прошлого века синематограф интересовался вопросом выживания народов Севера в экстремальных условиях. Сегодня – как крупный российский регион с большим потенциалом развития. О развитии кинематографа в Якутии и о первых якутских актерах — в обзоре ИА YakutiaMedia.

Все аудиовизуальные материалы, так или иначе связанные с республикой, содержатся в государственном национальном хранилище кинодокументов о Якутии. В архиве ГНХКД о РС(Я) имеется более 30 тысяч кинодокументов. В их число входят как полнометражные художественные и документальные фильмы, так и короткометражные зарисовки, и даже ролики длинною в несколько секунд. Но все они имеют большую историческую ценность – здесь можно увидеть такие редкие и уникальные кадры начала XX века. Например, на кинопленке похорон Ленина запечатлены известный якутский политдеятель Максим Аммосов и публицист и писатель Михаил Тимофеев-Терешкин. До недавнего времени в архиве сомневались в том, что именно Аммосов изображен на пленке, в виду ее возраста и некачественного черно-белого изображения. Но экспертам удалось подтвердить его личность, и сейчас архивная кинопленка заняла свое место в хранилище. Кроме того, в архиве хранятся ленты с участием якутских писателей и представителей интеллигенции того периода – Исидора БараховаАнемподиста Софронова-Алампа и других – в различных общественных мероприятиях: I тюркологическом съезде в г. Баку, праздновании 200-летия русской академии и т.д.

Принято считать, что начало якутскому кинематографу было положено в 1911 году. Более века назад иркутская газета «Сибирь» опубликовала материал, в котором говорилось об «установке кинематографа в областном (Якутском) музее». А регулярные киносеансы начали проводить с 1912 года. Первые кадры о Якутске горожане увидели в 1927 году, которые были сняты кинолюбителем. Однако установлено, что первые киносъемки были произведены еще в 1913 году французской съемочной группой. Это стало известно благодаря археологическим раскопкам, проведенным под Якутском. Но до сих пор остается неизвестной судьба этих кадров – где, когда и как они были использованы. Между тем, в то время смотреть кино могли только жители столицы республики. Остальные якутяне смогли прикоснуться к миру синематографа лишь в 1925 году, когда по всей республики начали появляться киноустановки.

Афиша начала XX века, Фото с места события из других источников
Афиша начала XX века, Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив ГНХКД о РС(Я)
Киносеанс в деревне, Фото с места события из других источников
Киносеанс в деревне, Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив ГНХКД о РС(Я)
Подготовка к киносеансу, Фото с места события из других источников
Подготовка к киносеансу, Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив ГНХКД о РС(Я)

Одним из первых фильмов, снятых в Якутии и о Якутии, считается документальная картина «Река Лена». Кинозапись, рассказывающая о якутской природе и главной реке региона, была сделана в 30-ых годах прошлого века. В тот период в ЯАССР часто приезжали разные киногруппы для проведения натурных и документальных съемок. Больше всего режиссеров и операторов интересовала уникальная природа края и быт народов, проживающих в Якутии. Несомненно, пристальное внимание было обращено на северные улусы республики – в частности, оленеводческие поселения.

«Если говорить об участии якутских актеров в съемках художественных фильмах, то первым был студент театральной студии Никон Табунасов. Он снимался в фильме «Аэроград», киностудии «Мосфильм». Картина 1935 года повествует о дальневосточных партизанах-колхозниках, таежных охотниках, летчиках, краснофлотцах. О первых годах становления советской власти на Дальнем востоке и о мечте построить на краю земли новый город Аэроград», — сказала ведущий специалист ГНХКД РС(Я), руководитель музея кино о Якутии Марина Винокурова.

Передвижной кинопункт, Фото с места события из других источников
Передвижной кинопункт, Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив ГНХКД о РС(Я)
Сценарий фильма о Якутии, Фото с места события собственное
Сценарий фильма о Якутии, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia

До середины XX столетия съемки в Якутии проводила Восточно-Сибирская киностудия. Много снималось о жизни якутян и развитии региона. Потом из этих кадров монтировались киножурналы, которые демонстрировали перед кинопоказами. В архиве ГНХКД хранятся эти киножурналы, из которых жители страны узнавали о Якутии. Первого оператора республика получила в 1962 году, когда, после окончания ленинградского института, вернулся Никандр Саввинов. Именно с этого момента в регионе начались активные съемки.

Уникальные кинопленки начала прошлого столетия хранятся в национальном архиве Якутии. Из их числа можно выделить киносъемки похорон Ленина, на которых присутствовали известный якутский политдеятель Максим Аммосов, публицист и писатель Михаил Тимофеев-Терешкин. До недавнего времени в архиве сомневались в том, что именно Аммосов изображен на пленке, в виду ее возраста и некачественного чёрно-белого изображения. Но экспертам удалось подтвердить его личность, и сейчас архивная кинопленка заняла свое место в хранилище. Кроме того, в архиве хранятся ленты с участием якутских писателей и представителей интеллигенции того периода – Исидора БараховаАнемподиста Софронова-Алампа и других – в различных общественных мероприятиях: I тюркологическом съезде в г. Баку, праздновании 200-летия русской академии и т.д.

Между тем, полвека назад съемочные группы больше интересовало развитие республики, ее промышленные районы – строительство БАМ, освоение алмазных и золотых месторождений. Таким образом, только северные и южные улусы республики становились местом съемок документальных фильмов. Художественные картины снимались, в основном на натуре. При этом сюжеты, как правило, касались военного периода начала XX века.

Телеграмма о проведении съемок, Фото с места события собственное
Телеграмма о проведении съемок, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia
Телеграмма, Фото с места события собственное
Телеграмма, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia

Так, например, в, тогда еще селе, Покровске в 1982 году проходили съемки фильма «Срочно… Секретно… Губчека…». Художественная картина о первых годах советской власти, была снята в детективном жанре. В центре сюжета поимка бандитов, планирующих переправить заграницу крупную партию пушнины. Для этого в тыл белобандитов был направлен специальный отряд. В картине были задействованы якутские актеры – Степан Емельянов, Афанасий Федоров, Анатолий Васильев.

Помимо военной тематики, в советский период снимали художественные фильмы, основанные на повестях якутских писателях. В 1972 году студия «Таджикфильм» сняла картину по повести «Золотой ручей» Николая Якутского (Николай Золотарев). В фильме, который вышел под названием «Тайна предков», рассказывается история племени, живущего в глухой якутской тайге, о купце Опарине и о парне Седюке, который хранит тайну предков о золоте. Главных героев сыграли якутские актеры – Дмитрий Ходулов и Анатолий Васильев. Этот фильм демонстрировался на II Якутском международном кинофестивале. На показ картины были приглашены представители таджикской диаспоры, а также родственники актеров, задействованных в фильме.

Афиша фильма "Тайна предков", Фото с места события из других источников
Афиша фильма «Тайна предков», Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив ГНХКД о РС(Я)

Архив кинохранилища регулярно пополняется кинолентами разных лет. Часто якутяне сами приносят старые записи, найденные у в семейном архиве. Также и современные режиссеры оставляют свои работы для составления будущего наследия. В госкинохранилище работают с пленками разного формата: 8мм, 16 мм, 35мм, 80 мм. Специалисты отдела по фильмопроверке занимаются сохранением архива – увлажняют кинопленки, реставрируют. Тем самым продлевая их срок службы до 100 и более лет. Все пленочные ленты оцифровываются и хранятся в трех экземплярах – оригинал, рабочая и страховая копии.

Хранилище кинопленок, Фото с места события собственное
Хранилище кинопленок, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia
Отдел фильмопроверок, Фото с места события собственное
Отдел фильмопроверок, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia
Хранилище кинопленок, Фото с места события собственное
Хранилище кинопленок, Фото с места события собственное. Автор фото: Юлия Егорова, YakutiaMedia

«Наша задача – хранить. Помимо того, что в фонд поступают материалы от родственников и самих авторов, мы также занимаемся сбором аудиовизуального наследия. Например, у нас есть программа «Живые голоса победителей». Начиная с 2000 года мы ездили по всем улусам, наслегам республики и собирали воспоминания участников ВОВ. Теперь это также стало частью архива», — говорит Винокурова.

Источник

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *